«А мог бы и бритвой по глазам». Как Олега Меньшикова обвинили в «бандитском захвате», что он ответил, и как на это посмотреть

Режиссёр Олег Долин написал открытое письмо артисту и худруку театра Ермоловой, в котором обвиняет Олега Меньшикова в этической нечистоплотности. Олег Меньшиков в ответ обвинил Долина в убытках на 32 миллиона

Фото: Театр Ермоловой

4 февраля в Театре им. Ермоловой должна состояться премьера спектакля «Двенадцатая ночь» с Олегом Меньшиковым в главной роли. Режиссёр спектакля — Олег Долин. Но его имя только что убрано из афиши — его просто стёрли, а Долина, который работал над этой постановкой полгода, Олег Меньшиков, будучи, напомним, худруком этого театра, отстранил от работы. Без объяснения причин — он просто написал Долину смс, где объявил, что будет выпускать этот спектакль «со своей командой». И все это — за неделю до премьеры, на которую уже проданы билеты. 

Поскольку Олег Меньшиков не нашёл времени для разговора с ним, Долин написал Меньшикову в фейсбуке открытое письмо, предположив, что это «неприкрытое воровство» и «бандитский захват» и требуя объяснить случившееся. Сама ситуация, по словам режиссера, требует открытости. 

«…я был отстранен от работы на финишной прямой, когда спектакль был практически готов. Спектакль, который я придумал и отрепетировал… Вы планируете «отредактировать» уже собранный спектакль? Или все это время где-то за кулисами готовили «свою» версию? В первом случае это неприкрытое воровство чужого спектакля, во втором – низость». 

Олег Долин признает, что в процессе работы были дискуссии по поводу костюмов и сценографии, но это нормально в любой работе. А также Долин спрашивает, почему Меньшиков, участвуя в репетициях как главный исполнитель и понимая, какой рождается спектакль, дал довести его до полной готовности. «Нельзя допустить, чтобы случившееся в Театре им. Ермоловой становилось нормой… тот абсолютно бандитский захват (назовём вещи своими именами), который случился, когда я просто получаю звонок из театра, в котором мне сообщают, о срочной необходимости сдать пропуск (видимо, чтобы я, не дай бог, на поклоны не вышел на премьере), - побуждает меня открыто заявить свою позицию… Предстоящая премьера – мой спектакль, который был у меня украден». Олег Долин сообщает, что театр ему «не заплатил ни рубля, «кинул», говоря простым языком. Как уличный вор. За мой труд на протяжении полугода мне не заплатили ничего. На этот аспект смотрю с интересом, даже с иронией. Как в старом в анекдоте: «А мог бы и бритвой по глазам».

В общем, письмо резкое и эмоциональное. По этому поводу тут же появились разные мнения. Одни указывали на недавние скандалы вокруг театра Ермоловой и его худрука. Другие тут же вспомнили, что Олег Долин (вообще-то, режиссёр с опытом и репутацией) ставил много где — и в Театре Наций, и в РАМТе, и в Театре им. Пушкина, — но с некоторыми постановками имел проблемы, в том смысле, что худруки их снимали. Но правда в том, что никаких нареканий, тем более публичных, никто привести в пример не может. Более того, Софья Апфельбаум, директор РАМТа, говорит о сотрудничестве с Долиным исключительно хорошее:  «Мы вполне успешно сотрудничали с Долиным, его спектакль «Медведко» до сих пор с успехом идет у нас». Олег Долин, по ее словам, открыл для театра две дополнительные площадки, а его спектакли принимал худрук РАМТа Алексей Бородин.

Возможно, истинной причиной отъема спектакля стало открытое замечание режиссера Долина в адрес актера-худрука Меньшикова, когда тот пришёл на прогон спектакля, не зная наизусть текст своей роли. Долин отметил этот факт в присутствии других артистов, что могло задеть самолюбие Меньшикова.

В общем, так или иначе, а началась дискуссия, и Олег Меньшиков уже не мог отмолчаться, даже если и хотел. 

И ответ Меньшикова действительно был опубликован на сайте театра довольно быстро. Причём это видео, что, учитывая актёрский талант звёзды «Утомленных солнцем», намного, конечно, эффектнее, чем просто письмо».  

По сути обвинений Меньшиков ответил Долину так:

«…тебе было предложено найти компромисс в решении вопроса об авторстве спектакля. Никто не умалял никогда, не ставил под сомнение твое участие в создании этого спектакля. Но ты от этого отказался. А теперь самое интересное. Это что я такое должен был увидеть на сцене, чтобы принять такое решение, прекрасно понимая, что театр терпит убытки где-то примерно в 32 млн рублей? А увидел я спектакль, который по всем творческим составляющим не может быть показан зрителю. Поверь, если бы я захотел что-то украсть, я украл бы что-нибудь поталантливее… Я не собираюсь вступать с тобой в диалог, это мой последний с тобой разговор. Для меня ты нерукопожатен, конец связи».

В общем, тоже эмоционально, и опять же ничего не ясно. Что за 32 миллиона? На что они пошли? Словом, все как всегда. Крики и шум, а где-то там, в глубине, варит-парит адская финансовая кухня театров, скрывая настоящую суть происходящего. 

НАД СХВАТКОЙ

Своё мнение о ситуации нам высказал Иосиф Райхельгауз, руководитель «Школы современной пьесы»

— Олег Долин много лет работал артистом нашего театра, потом окончил режиссёрский факультет, потом стал ставить. В нашем театре уже несколько лет идёт его спектакль. Я хорошо знаю и одного, и другого Олега. И каждый из них по-отдельности очень убедителен в своём обращении. Но возникает ощущение, что есть здесь кто-то третий, невидимый. И этот третий — государство. Эта ситуация не дошла бы до такой остроты, если бы Олегом Меньшиковым и Олегом Долиным руководили не чиновники, а компетентные представители культурного сообщества. Когда вопрос финансирования театра решает чиновник, тут под прикрытием «традиционных ценностей» и «служения государству» начинается протекционизм, вкусовщина и дележ. Все назначения художественных руководителей и распределение госзаказов тоже происходят на уровне неких чиновников, которые ничего не смыслят в театре. Все вопросы решаются исходя из того, кто ближе к кормушке. Но есть ведь Совет художественных руководителей, там десять человек, включая того же Олега Меньшикова. Но этот Совет не собирается много лет. К сожалению. Потому что в этой истории между Олегами должны разбираться профессионалы. Независимые. Что там за 32 миллиона фигурируют? Кто и на что их потратил? Если бы двум Олегам нужно было поговорить друг с другом, они могли бы сделать это в кабинете тихо. Но в том-то и дело, что, по сути, обращаются они не друг другу, а к некоему независимому экспертному органу. А такого у нас нет. И тогда это всё бессмысленно. Они могут ругаться и так и сяк, могут друг друга засудить даже. Но все это будет несправедливо. Потому что нет у нас нормального инструмента для справедливого решения таких вопросов и оценки правоты того и другого.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика