Истории о великих. Негласная «дуэль» между Шукшиным и Тарковским
Режиссеры, однокурсники по ВГИКу Василий Шукшин и Андрей Тарковский вместе работали только на одном фильме – в дипломной короткометражке «Убийцы». Затем творческие пути разошлись. Их считали друзьями, но по жизни отношения у них были не совсем ровными
«Понимание народа у каждого свое»
И было застолье. Тарковский только что получил за свой фильм «Иваново детство» «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале, что для советского (впервые!) человека, тем более, который недавно окончил ВГИК, казалось сверхъестественным. Отметить собрались однокурсники по институту, близкие друзья. Среди прочих был и Василий Шукшин. Изрядно выпив, сжав кулаки, он вдруг заявил: «Я вас всех обойду! Андрюха, и тебя…!» На что Тарковский спросил: «Зачем, Васька? Мы можем все расступиться и пропустим – иди!» Шукшин возразил: «Нет, сопротивляйтесь. Ненавижу, когда мне зажигают зеленый свет!» Действительно, через два года в 1964-м Шукшин получил в Венеции своего «Золотого льва» за картину «Живет такой парень». Правда, в детском конкурсе. И переживал, что фильм победил именно в этой номинации. Опять Тарковский обошел?!
В 1954 году, когда педагог и режиссер Михаил Ромм набирал курс, решил взять таких разных людей: деревенского паренька в матросском бушлате и в сапогах, который отслужил три года на флоте, учительствовал в сельской школе Василия Шукшина и сына известного литератора Арсения Тарковского, интеллигентного москвича Андрея.
«Они были прямой противоположностью один другому и не очень любили друг друга, работали рядом, и это было полезно для мастерской. Это было очень ярко и противоположно. И вокруг них группировалось много одаренных людей. Не вокруг них, а благодаря, скажем, их присутствию», - писал в своих воспоминаниях Ромм.
- Я не могу согласиться со словами Михаила Ильича относительно взаимного недолюбливания Тарковского и Шукшина в годы учебы, - вспоминал их однокурсник Александр Гордон. - Это не совсем так. Как многие студенты и преподаватели, Андрей пленился личностью Шукшина. Даже семья Андрея знала о нем. И Вася с интересом присматривался к Андрюхе (как он его называл), изучал московского интеллигента Тарковского. Но, в конечном счете, Ромм оказался прав. Они были разными - алтайский парень Шукшин, потомок крестьянского рода, ради которого и хотел прославиться, и потомственный русский интеллигент в третьем-четвертом поколении. Андрей Тарковский желал, прежде всего, выразить высокое Искусство, свой внутренний мир Художника, «снять слепок» души человека, а уж потом, может быть, говорить о «народной правде». Хотя Андрей нечасто употреблял это выражение, слишком оно было затасканное, да и в разных устах имело разный смысл. В этом была главная интрига, главная «дуэль», негласно и скрыто длившаяся между ними всю жизнь. И понимание народа было у каждого свое.
Андрей «положил глаз» на жену Василия
- Действительно, конфликт у этих двух людей был, но в каком-то идеологическом плане, - считает киновед, бывший редактор киностудии им. Горького Вячеслав Шмыров. - Но этот конфликт существовал для нас, со стороны. Хотя, думаю, у Шукшина были основания завидовать Тарковскому, потому что тот рано прославился. Да и диплом Андрей Арсеньевич со своим фильмом «Каток и скрипка» защитил с отличием. Даже в Америку с этой картиной съездил. А вот у Шукшина дипломную работу «Из Лебяжьего сообщают» никто не заметил. Василий Макарович переживал. Потом стал печатать свои рассказы. Благодаря отношениям с одной женщиной из журнала «Октябрь», где впервые опубликовали его произведения, получил московскую прописку и квартиру. Устроился на киностудию им. Горького и там стал продвигать фильм о Степане Разине.
Надо заметить, что именно Тарковский открыл Шукшина, как актера: именно Андрей в свое время снял Василия в роли шведа-боксера в своем дипломном фильме «Убийцы». После этого, увидев Шукшина в этой картине, Марлен Хуциев пригласил актера в свой фильм «Два Федора», после чего Шукшин стал известным.
- В застолье часто пел свою любимую песню: «Течет речечка, да по песочечку, золотишко мо-о-оет…» Андрей после Васиного пения тут же садился за рояль - наступал его черед. Он пел тоже свою любимую: «Когда с тобой мы встретились, черемуха цвела и в старом парке музыка играла», - вспоминал Александр Гордон.
Не секрет, что оба – и Тарковский, и Шукшин ОЧЕНЬ любили женщин. Говорят, был момент, что оба ухаживали за Викторией Софроновой. Позже она стала второй женой все-таки Василия.
Уехал, лишь усмехнувшись
Режиссер и актер Михаил Ульянов вспоминал о встрече с Шукшиным в доме Тарковского уже в 1970 годы. Оказывается, Тарковский вначале собирался ставить «Гамлета» у вахтанговцев и хотел предложить заглавную роль именно Ульянову. Шукшин страстно желал, чтобы альянс Ульянова с Тарковским состоялся, поэтому этому содействовал. Познакомил их, но… не получилось.
- Эту историю я не знаю, - рассказывает нам дочь Михаила Ульянова Елена, - Но отец все-таки поставил в театре пьесу Шукшина «Я пришел дать вам волю».
Андрей Тарковский всегда интересовался, чем в данный момент занимается Василий Шукшин. Рассказывают, что однажды он приезжал в Вологодскую область на съемки «Калины красной», - последний фильм, который поставил Шукшин. На съемочной площадке, увидев коллегу, Василий Макарович очень переживал. Тарковский покурил, ничего не сказал, лишь, усмехнулся, уехал.
- После просмотра фильма «Калина красная» Андрей говорил сдержанно. Картина была не в Андреевом вкусе, это я понимал. «Хороши документально снятые сцены: хор зэков и эпизод со старушкой, рассказавшей о своем хорошем, но пропащем сыне», - сказал по этому поводу Тарковский, - вспоминал Гордон.
- Андрей Арсеньевич в первую очередь ставил талант Шукшина, как актера, уже потом – писательство, и в конце – режиссерство, - считает Вячеслав Шмыров. – Но их профессиональная ревность никогда не выходила на первый план.
Был момент, когда Шукшин и Тарковский могли воссоединиться – в фильме «Андрей Рублев». Андрей видел Василия в роли князей – близнецов. «Роль-то была написана для него. Но ко времени запуска фильма у них уже не было прежней близости», – пишет в своей книге «Осколки зеркала» сестра Тарковского Марина. В итоге, эту роль сыграл Юрий Назаров.
Последняя встреча Шукшина и Тарковского состоялась под Старый Новый 1974-й год. Этот разговор состоялся в ресторане Дома литераторов. Шукшин тогда высказался, как все-таки не понравился ему «Рублев»
- Он сказал, что эта вещи антирусская, - рассказывает оператор Анатолий Заболоцкий. – Мол, картина понравится на Западе, но здесь... Я впервые тогда от него услышал, что в той грязи, какую показывал Тарковский, не мог появиться такой художник, как Рублев. Это время расцвета монастырей. Дисциплина монастырская строгая. Монахи были духовно крепкими мужиками. Только благодаря монастырям и устояла Русь, считал Шукшин. «И они не были такими, как ты их показываешь!»
Шукшин и Тарковский вышли из ресторана в четыре часа ночи и до утра еще бродили по Москве, спорили, Шукшин рассказывал о том, каким видит свой будущий фильм «Степан Разин», который снять он так и не успел. Слишком много ему запрещали.
- Шукшиным интересуется всегда, иногда критически улыбаясь, но и сочувствуя Васиным неприятностям, - рассказывал Гордон про беседы с Тарковским. – «Зря он пошел сниматься к Бондарчуку (последний фильм «Они сражались за Родину, где и умер Шукшин – прим. ред.). Ведь предупреждал его, только время потеряешь, а потерял жизнь», сказал Андрей и надолго замолчал.
Василий Шукшин ушел из жизни во время съемок у Бондарчука. Рассказывают, что Василий Макарович не хотел сниматься, но согласился при условии, что Бондарчук который тогда был руководителем творческого объединения на «Мосфильме» разрешит все-таки снять фильм о Разине, идею которую вынашивал Шукшин много лет.
- Я помню панихиду в Доме кино, - рассказывает фотограф Анатолий Ковтун. - Тарковский стоял в почетном карауле. На нем, что называется, лица не было. Стоял, как мраморная скульптура, отрешенный. Было впечатление, что он находился, как будто, в другом мире.