Замыкая круг. В Москве завершился XXIV фестиваль камерной музыки «Возвращение»

Начавшись в далёком 1998-м как дружеский междусобойчик, этот удивительный форум оказался нужен очень многим

Фото: Екатерина Ключникова

Фестиваль «Возвращение» - явление сугубо уникальное, с какой стороны ни посмотри. Проходит он всегда в начале января, поскольку именно на новогодние каникулы съезжались в Россию студенты престижных европейских музыкальных вузов – бывшие выпускники Гнесинки и ЦМШ; из желания бывших однокашников «вспомнить минувшие дни и битвы, где вместе рубились они» и снова помузицировать вместе, и родился фестиваль «Возвращение», в английской версии – ещё точнее: Homecoming.

Начавшись в далёком 1998-м как дружеский междусобойчик, этот удивительный форум оказался нужен очень многим. Буквально на раз-два-три фестиваль обзавёлся репутацией едва ли не главного события года среди ценителей камерной музыки. Этому способствовали и неуклонно растущее мастерство юных дарований, отшлифованное иноземной профессурой и осуществившимся желанием мир повидать и себя показать; и строгие правила игры, довольно быстро сложившиеся в неукоснительный фестивальный канон.

Четыре концерта, три – тематические, и в каждом из них сочинения выстраиваются в ювелирно сработанный цикл с собственной внутренней драматургией, а четвёртый традиционно носит название «Концерт по заявкам» – по заявкам самих исполнителей, заметьте, так что любителям «Времён года» Вивальди просьба не беспокоиться… Более того, будучи однажды исполненным, сочинение автоматически теряет право прозвучать на фестивале ещё раз - каждый год программа составляется только из сочинений, не исполнявшихся здесь ранее.

Традиции – ключевое слово в концепции и философии «Возвращения».

Фото: Ирина Шымчак

Традиционна увлечённая коллегиальная работа завсегдатаев «Возвращения» над рождением программ (отдельное удовольствие для посвящённых – ловить в соцсетях отголоски этих «мозговых штурмов» и возможность внести в них свою посильную лепту). Среди концептов прошлых лет - «Путевые заметки» и «Песни о родинах», «Автоцитаты» и «Эпитафии», «Ночная музыка» и «Серенады», «Муки любви» и «Эффект Вертера»; в этом году темы были сформулированы как «Доля шутки», «Думы» и «Первая любовь».

Традиционна поистине охотничья страсть к поиску сокровищ среди музыкального «антиквариата» - и пристальное внимание к новой музыке. Признанные шедевры и редко исполняемые произведения великих композиторов, любопытные находки в творческом наследии сочинителей так называемого второго ряда в парадоксальных (на первый взгляд) соседствах, российские и мировые премьеры отечественных и зарубежных авторов и написанные специально для фестиваля сочинения – и все это в исполнении лучших из лучших: на сцене сплошь лауреаты престижных премий, солисты мировой величины, педагоги и даже профессора… Случайных людей здесь нет, и хотя ряды участников фестиваля с течением времени неизбежно прирастают «молодой кровью», но кровь эта определённо той же группы – другие здесь и не прижились бы.

Традиционно то, что исполнители, принимающие участие в фестивале, не получают гонорара – разве что пару билетов «для мам и пап». Традиционны аншлаги (долгое время фестиваль проходил в Рахманиновском зале консерватории, лишь на 15-м году своего существования перебравшись в более вместительный Малый) и то, что в зале из года в год обнаруживаются одни и те же лица – «Возвращение» сумело воспитать свою собственную публику, которая с нетерпением ждёт этих ежегодных встреч, радостно кидается друг другу в объятия, обменивается вперемежку новогодними подарками и мнениями о программах (а спектр авторов и на этот раз был невероятно широк – от анонимных кондуктов XIII века до Шенберга и Мессиана, от Монтеверди до Десятникова и Губайдулиной) и нюансах их сегодняшних интерпретаций. И бурно обсуждает буклет - на редкость профессионально и элегантно составленный свод аннотаций к произведениям и биографий исполнителей, в которые отцы-основатели «Возвращения» – скрипач Роман Минц и гобоист Дмитрий Булгаков - щедро и тоже вполне традиционно подсыпают гомерически забавных фейк-фактов и псевдоопечаток…

Ещё одна традиция, выводящая «Возвращение» из ряда ему подобных – это осознанная финансовая независимость, заодно позволяющая организаторам убедиться в том, что усилия их не напрасны, и прямо вытекающая отсюда, отнюдь не на словах манифестируемая ответственность перед слушателем: вот уже семь лет фестиваль проводится на средства, собранные «с миру по нитке» при помощи краудфандинга.

Нарушить традицию пришлось только однажды: год назад, в условиях многочисленных противоэпидемических ограничений, было принято решение фестиваль поставить на паузу. Тем радостнее было возвращение в привычное русло: XXIV «Возвращение» прошло в Малом зале консерватории с 10 по 16 января 2022 года – с неизбежными в нынешних реалиях шутками в духе «Маска, я тебя знаю!» и очередями на проверку QR-кодов. Конечно, не обошлось без потерь – целый ряд музыкантов из «золотого состава» до Москвы так и не добрался, включая одного из худруков, Дмитрия Булгакова, а часть из тех, кто уже был заявлен в программе, пришлось заменять «срочными вводами». С другой стороны, выяснилось, что у фестиваля отличная скамейка запасных – среди новичков форума было приятно обнаружить таких ярких музыкантов как Николай Сивчук, Виталий Ватуля, Ольга Демина, Даниил Коган, Валерий Жаворонков.

Фото: Александр Панов

Конечно, двадцать четвёртое «Возвращение» добавило очередных легендарных страниц в фестивальный апокриф. Как забыть, например, абсолютную невозмутимость Лукаса Генюшаса, подтягивающего к себе периодически уезжающий рояль, или феерическую «Увертюру к опере «Летучий голландец», прочитанную с листа курортным оркестром у фонтана в семь часов утра» Пауля Хиндемита, исполняя которую Роман Минц, Даниил Коган, Илья Гофман и Евгений Тонха блеснули не только вполне ожидаемым техническим мастерством, но и недюжинным артистизмом. Или рахманиновский Романс для фортепиано в 6 рук, любовно сыгранный Екатериной Апекишевой, Яковом Кацнельсоном и Алексеем Курбатовым…

А завершился фестиваль композицией Гэвина Брайерса Jesus' Blood Never Failed Me Yet – она собрала на сцене практически всех задействованных в этот день музыкантов и стала, кажется, самым массовым исполнением за все годы существования «Возвращения». История создания этого опуса весьма примечательна: в 1971 году Брайерс участвовал в съёмках документального фильма об обитателях лондонских трущоб, в результате чего стал обладателем записи, на которой какой-то бродяга напевал мелодию религиозной песни «Кровь Иисуса ещё никогда меня не подводила». Фрагмент этот в фильм не вошёл, и Брайерс, закольцевав пение бездомного старика, сделал к нему оркестровую аранжировку, которая, согласно авторским пометкам, может быть исполнена любым составом участников и не ограничивает их во времени. Самый большой хронометраж – 12 часов – был достигнут в 2019 г. в лондонской галерее Tate Modern. На «Возвращении» ограничились 34 минутами, но тем, кому довелось присутствовать в этот вечер в Малом зале Московской консерватории, вряд ли забудется эта всепобеждающая мантра веры, любви и надежды, прозвучавшая на подсвеченной ради этого финального номера синими софитами сцене. 

Композитор вспоминает о том, что у него была возможность не раз и не два убедиться в серьёзном эмоциональном воздействии получившейся композиции. «И хотя бродяга умер, не узнав, что я сделал с его песней, в моей аранжировке до сих пор отчётливо слышны его оптимизм и сила духа». То есть, именно то, в чем непростые времена нуждаются не меньше, чем в чудодейственной вакцине.

Фото: Ирина Шымчак
Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика