Ищите женщину. Мадам Тюссо – королева воска
Ее первой самостоятельной фигурой был бюст Вольтера. Она учила ваянию сестру Людовика XVI, сидела в одной камере с Жозефиной де Богарне, будущей женой Наполеона, сотрудничала с палачами, чтобы лепить маски казненных во время Французской революции
В общем, ее совершенно заслуженно называют женщиной, оживившей историю.
По соседству с Холмсом
… Осень 2017-го. Вдоль здания с купольной крышей на лондонской Мэрилебоун (Merylebone) роуд, как обычно длинный хвост очереди желающих увидеть творения мадам Тюссо. Правда, пожар 1925-го и бомба, сброшенная на Лондон немцами в 1940-м уничтожили 352 из 400 фигур, сделанных самой Анной-Марией. После пожара многое удалось восстановить, так как остались формы, а после бомбардировки – уже нет. Среди сохранившихся – и ее собственный «автопортрет», сделанный за 8 лет до смерти.
Так или иначе, но ажиотаж не прекращается уже почти 200 лет. За год этот музей посещает как минимум 2,5 млн человек, а за все время его существования тут побывало уже 500 млн.
Скучая в очереди под моросящим неприятным тоскливым дождиком, вспоминаю, что буквально за углом – знаменитая Бейкер-стрит, где, собственно и жила эта маленькая (ниже 1,5 м, ее так и звали – «крохой») великая женщина.
Поселившись в Лондоне задолго до того времени, когда Конан Дойль придумал своего знаменитого героя, она выбрала именно эту улицу и в 1835-м открыла тут свой музей. «Мой дом стоит на Бейкер-стрит, и это подходящее название, потому что в каком-то смысле мы здесь выпекаем людей. В этом здании хранится история», – писала она. Это уже потом, в 1884-м, спустя 34 года после ее смерти, внук мадам Тюссо перевез коллекцию в новое здание на Мерилебоун роуд.
… Но вот наконец – вожделенный вход в здание. Но, оказывается, надо будет протомиться еще минимум час в вестибюле, пока наконец не попадешь в царство восковых знаменитостей. Так, по крайней мере, было до пандемии.
Селфи XVIII века
Анна-Мария появилась на свет в декабре 1761-го в Страсбурге. Ее отец – Йозеф Гросхольц (Grosholtz) – был солдатом. Но в его роду все мужчины были палачами. И по иронии судьбы его дочери практически всю жизнь пришлось иметь дело именно с людьми этой профессии. «Я заплатила за эти реликвии тем, что руки мои были в крови. Эти воспоминания не покинут меня, пока я жива», – говорила она. В ее творчестве и впрямь тесно переплелись жизнь и смерть. Говорили, что ей дана власть над временем, так как она научилась останавливать процесс старения своих героев.
Впрочем, отца она не знала – он погиб на войне за 2 месяца до ее рождения. Мать Мари поступила экономкой к доктору Филипу Кертису и прожила в его доме до самой смерти. Кертис же любил девочку, как родную дочь.
Врачебная практика не давала серьезного дохода, и врач переехал в Швейцарию, где подрабатывал тем, что изготавливал восковые тела для студентов-медиков. Вскоре Мари стала ему помогать. Прошло еще немного времени, и Кертис переехал в Париж, полностью переключившись на создание небольших восковых бюстов. В то время они были модным увлечением богачей – фотографию еще не изобрели, а «селфи» и тогда привлекало людей. Кстати, задолго до рождения Анны-Марии Петр I привез в Россию собственный восковой бюст, и даже полагал основать музей таких фигур в нашей стране. Но не сложилось. И первый «восковой» музей в России возник лишь в 1990-х.
Вольтер привел в Версаль
Первой работой Кертиса стала фигура любовницы Людовика XV – г-жи Дюбари (она, к слову, также сохранилась до сих пор). Это имело успех, и у доктора появилась мысль открыть галерею таких фигур. Юная Мари поначалу сидела на кассе и продавала билеты посетителям, но она оказалась талантливой ученицей и уже в 17 лет дебютировала бюстом Вольтера.
Дело было так. Однажды Кертис позвал Мари на моделирование лица в одну из гостиниц Парижа, где остановился на постой великий философ. До этого девушка никогда не моделировала лица, это самый сложный процесс в изготовлении «двойника». Девушка очень старалась. И вот через два месяца копия Вольтера была готова. Кертис, взглянув на нее, восхитился и впервые назвал Мари коллегой.
А через неделю Вольтер умер. И когда парижане увидели его бюст, как живой портрет, в витрине галереи, это был фурор. Таланты доктора и юной Мари были замечены при дворе. Король пригласил девушку в Версаль – давать уроки ваяния его сестре принцессе Елизавете. При дворе Мари провела 10 лет, и это сыграло с ней злую шутку.
Чуть не попала на эшафот
Великая Французская революция 1789-го внесла кровь и кошмары в ее жизнь. Поскольку арестовывали всех, кто находился во дворце во время его штурма, Мари попала в тюрьму. Она оказалась в камере с будущей супругой Бонапарта Жозефиной Богарне. И однажды ей сообщили: завтра она будет казнена… По традиции обрили наголо… До смерти оставались считанные часы… Тот страх она будет помнить всю жизнь.
Ее спас Кертис. Он дошел до самых верхов революционной власти и добился освобождения талантливой скульпторши. Правда, выпустили ее с одним условием: она будет делать посмертные маски известных людей после их казни. Так она стала постоянной гостьей палача.
Первой работой были – маски Марата и убившей его Шарлотты Корде. Так у Мари зародилась идея серии групповых сцен, которые позже составят особый раздел в музее – «Комната ужасов». Потом были маски короля Людовика XVI и его супруги, с которыми она провела 10 лет в Версале, ее собственного жениха, графа ля Рокка. Обливаясь слезами, Мари всю ночь лепила голову возлюбленного…
Мари становится Тюссо
В 1795-м Мари выходит замуж за инженера-строителя Франсуа Тюссо. И хотя от этого брака родилось трое детей – два сына Жозеф и Франсуа, а ее первенец, девочка, родилась мертвой, – но он оказался неудачным. Тюссо был игрок и любитель выпить.
Тем временем на Мари сваливается сразу несколько бед. Умирает Кертис, которого Мари горько оплакивает. К власти приходит Бонапарт и решает национализировать самое зрелищное заведение Парижа – музей восковых фигур Кертиса, который он завещал своей ученице. Мари обращается к своей сокамернице Жозефине. Дело решается. Более того, по просьбе Богарне, Мари получает заказ – сделать «двойника» Наполеона.
Но пьющий и все проигрывающий муж сильно напрягает трудолюбивую Мари. Она добивается разрешения от Наполеона уехать вместе с музеем в Лондон. Отбывает туда со старшим сыном, оставив младшего на попечении матери, а мужу – записку: «Отправилась в Лондон по делам. Не жди. Вернусь не скоро». Больше супруги не виделись. Шел 1802-й год. Младший сын – Франсуа – смог приехать к ней лишь в 1822-м.
В Лондоне мадам Тюссо продолжала делать «двойников», причем, это не только знаменитости и королевские особы, но и приговоренные к казни. Ее коллекция, которую она вместе с сыновьями возила по разным городам, имела в Туманном Альбионе бешеный успех. Сыновья тоже радовали – они унаследовали талант матери и охотно участвовали в изготовлении фигур.
Мадам Тюссо умерла на 89-м году жизни, завещав детям и внукам огромную империю – свой музей. Сегодня это 23 филиала в разных городах мира.
Вы это знали?
* Первый филиал музея мадам Тюссо открылся в Амстердаме в 1975-м
* Современные мастера до сих пор пользуются техникой Мари Тюссо, изготавливая «двойников»
* Единственным человеком, кто отказался позировать мастерам музея, была мать Тереза
* Самая посещаемая фигура – копия королевы Елизаветы II. Ее портрет делали больше 20 раз, впервые, когда ей было 4 года.
*Принцесса Диана позировала скульптору за несколько месяцев до своей смерти в 1997-м
* В 1844-м музей мадам Тюссо посетил император России Николай I, когда был в Великобритании с государственным визитом.