«Лена сама затолкала Янковского обратно в семью». Валерий Плотников — о Елене Прокловой
Знаменитый фотограф рассказал «Собеседнику» о первой красавице нашего кино тех времён, когда ещё не надували губы, не кроили щеки, не наращивали волосы и любили по-настоящему, до смерти
У меня есть большой альбом, где собраны фотопортреты самых лучших красавиц нашего кино и театра. Может быть, и с опозданием, но я хочу высказать своё отношение к совершенно чудесным и прекрасным девушкам, которых я снимал. Наверное, нам всем повезло — я старался изо всех сил, чтобы они на моих портретах были нежные и удивительные, а они… а им нужно было всего лишь быть собой.
Сейчас это трудно представить, но тогда, когда я делал эту фотографию Прокловой —Елены Прекрасной — не было не только фотошопа (он мне никогда не был нужен), но не было ни стилистов, ни гримеров, ни постижёров, ни куаферов. Была только фотокамера умение и желание. Вот этим мы и обходились. Я уже по жизни изрядно прокатился, знаю о всевозможных приспособлениях и ухищрениях нынешних красавиц — и по части дизайна волос и подбора одежды. А я имел дело с одной лишь природной красотой,и мои портреты, как стихи, «когда б вы знали из какого сора» рождались, не ведая стыда.
Лена Проклова вообще долгое время была эталоном естественной красоты. Это потом появилась возможность сделать губки, щечки, волосы и ресницы нарастить и прочую пластику применить, но у нас с Леной ещё всё настоящее на тот момент. Но народ, бывало, все равно сомневался: «Ой, да не может быть, чтобы Плотников такую красотку снял без всяких ухищрений!» — так смотрите сами, тут очевиден только один наивный детский фокус — так расположить освещение, чтобы Елена сияла в ореоле своих золотых волос.
Ничего искусственного тогда ещё физически не было. И Лена молодец, что она продержалась без этих искусственных уловок долгие годы. И ее внешность долго была мерилом или точкой отсчёта — вот, мол, можно как-то держать себя и поддерживать свою физическую естественную красоту в порядке.
Прибегла она каким-то косметологическим фокусам только уже в зрелом возрасте и, кстати, сделала это очень удачно в отличие от многих и многих актрис, чьи пластические опыты были порой разрушительны. Я был горд и рад за Лену, она в этом смысле большой молодец. Точно так же она молодец в том, что всегда жила так, как она хочет, и ей всё равно, кто и что о ее жизни думает. А если даже и не всё равно, то она не подаёт виду — выдержка железная. Не многие могут себе это позволить — для этого человеку нужен независимый ум, удача, смелость, энергия и сила воли. Лене повезло и в этом, по-моему. И конечно, всю жизнь она сталкивалась с раскапываем подробностей своей жизни. Но, если уж по-честному, то с мужчинами ей тоже повезло. Они у него все были высокого класса. Сейчас об этом уже можно сказать, сейчас этим уже никого не напугаешь. Однажды так получилось, что Олег Янковский звонил Лене из моей мастерской. И могу сказать, что там было очень серьезное чувство. Всё было на грани того, что Олег был готов уйти из семьи. А если учесть семейные ценности и традиции рода Янковских и уважительное отношение к браку в их семье, можно только догадываться, насколько это было серьёзно. Это должно было быть большое безумие. И, собственно, это Лена его остановила, буквально затолкала его обратно в семью, что было для неё, конечно, непросто. Это была действительно жертва с её стороны. А потом, спустя годы, ей пришлось объясняться по этому поводу много раз, слушать нападки и обвинения, которые по русскому обычаю в валятся на женщин, а не на мужчин в таких ситуациях.
Снимок этот сделан в 1981-м, Лене здесь 28 лет. Как раз тогда вышел фильм «Будьте моим мужем», где Лена играет с Андрюшей Мироновым. Может быть, кому-то и хотелось бы приписать ей роман с Андрюшей, но этого не было. Несмотря на все разговоры о многочисленных романах, Лена человек серьёзный, основательный и нравственный. Если уж она кого-то любила или любит, то это именно любовь, а не пополнение коллекции.
Мне страшно жаль, что у Лены случился инсульт, но я абсолютно уверен, что с её энергетикой всё это пройдёт бесследно. У неё очень большие планы на жизнь.