Ощущение конца времён — русский день сурка. «Бег» Юрия Бутусова
Спектакль, поставленный после присоединения Крыма, снова остроактуален. «Бег» по Булгакову можно посмотреть в Театре им. Вахтангова в январе и феврале
Пьеса Булгакова «Бег» поставлена в театре Вахтангова Юрием Бутусовым, театральным режиссером-алхимиком. Его «Бег» — это четыре гипнотических часа в открытом космосе под композиции «Пинк Флойд», это величественный трагизм вместе с нежной романтикой и любовью, которые останутся в памяти навсегда. Хотя это булгаковско-бутусовское ощущение конца времен для нас, живущих в России-матушке, и так как день сурка: никогда не исчезает. Только вздохнули, начинай сначала. Горькое спасибо, Михаил Афанасьевич, за вечную классику. При этом история гибели Белой армии в Крыму и трагедий булгаковских героев-скитальцев Серафимы Корзухиной, преданной мужем, приват-доцента Голубкова, Романа Хлудова и генерала Чарноты почти не имеет сценических воплощений (когда-то Сталин запретил МХАТу ставить Булгакова, да так и повелось), но фильм 70-го года многие помнят. И тем интереснее будет увидеть спектакль Бутусова, это совсем другая планета — это Солярис, воплощающий сны. Снов тоже восемь, как и в тексте Булгакова.
В первом действии персонажи отрезаны от пространства огромной вахтанговской сцены лязгающей обшивкой то ли вагона, то ли корабля. На авансцене от тифозного жара трясёт несчастную Серафиму. Ей все приносят и приносят бесконечные пластиковые стаканчики с водой. У персонажей выбеленные лица с нарисованными изумленными как у Пьеро, бровями. У огромного влюбленного в Серафиму Голубкова (Сергей Епишев) накладной зад, но он при этом не вызывает усмешки. Здесь есть человек-бронепоезд и бег задом наперед, как будто пленка отматывается назад, здесь из кроваво-бархатной ложи, как из ада, выпрыгивает верткий Корзухин, здесь все элементы фантасмагории все время повторяются, и это повторение, как маятник, гипнотизирует и засасывает тебя внутрь спектакля. Ты — уже часть русского «Бега». Как и генерал Хлудов, который в конце первого акта быстро-быстро перебирая кистями рук, невозможным образом превращается в несущегося таракана. Эта сильнейшая сцена кафкианского превращения потрясает еще больше от того, что в первом ряду партера, вместо зрителей, вдруг видишь висельников с мешками на головах, среди которых окажется и призрак вестового Крапилина, который, на свою беду, говорил правду, а не помалкивал.
Во втором акте в огромном пространстве сцены под двойной красной луной Константинополя жестоковыйный генерал Хлудов (блистательный Виктор Добронравов) становится буквально закорючкой. Он, больной и нищий, просто моет турецкий пол из ведерка, а возвращенец в Россию Чарнота (Артур Иванов) в неистовой пляске поет обреченное "ну а я-а-а-а, а я остаюю-юсь", и сердце стучит как бешеное, и забыть это невозможно.
Звуковой дизайн здесь вообще на высоте — кроме «Пинк Флойд», это и «Океан Эльзы», и «Чёрный обелиск», и шлягер Mr.Sandman, сопровождающий в спектакле русских вдов, выброшенных на панель чужих городов.
В финале «Бега» сквозной персонаж — белая хромая кукла без лица, с вывернутыми назад руками — уводит сгорбленного Хлудова в бескрайнюю тьму, откуда звучит выстрел.
22 января, 9 февраля. Цена билетов: 200 – 3000 руб.