Богомолов и Бутусов, Меньшиков и Райкин, а также Достоевский, Гоголь и Шекспир – лучшие театральные премьеры ближайших трех месяцев
Театры оживают после пандемии и приходят к зрителю сразу с шедеврами. «Собеседник» собрал новые постановки, на которые стоит обратить внимание
Театр им. Ермоловой. «Двенадцатая ночь» Шекспира.
Вечная история Шекспира про потерявшихся близнецов, любовь и порок в постановке Олега Долина обрастает новыми невероятными обстоятельствами, мотивами и темами.
У берегов волшебной Иллирии во время бури разбился и затонул корабль. Непогода разметала обломки судна, разлучив родных брата и сестру. Виола переоделась в мужской наряд и пошла в услужение к герцогу Орсино, влюбленному в графиню Оливию. С этого и начинается череда недоразумений, итогом которых, как и положено в комедии, обязательно станут всеобщие радость, счастье и примирение.
«До сих пор неразгаданное чувство влюбленности – что это вообще? Даже про любовь больше можно что-то понять, про нее книжек больше написано… А что это за влюбленность, когда ты теряешь ум, когда ты не ешь-не спишь по несколько дней? Это же бывает, чёрт возьми, и с нами тоже, а не только в Елизаветинской Англии. Вроде уже и в космос летаем… и знаем, как из телефона в телефон перекинуть фотографии или позвонить в Америку, а как так устроено, что один человек в другом внезапно заводит какой-то двигатель – непонятно».
Шекспир эту историю приурочил к окончанию зимних праздников, отмечавшемуся особенно бурным весельем. Так что судя по всему, зрителям предстоит увидеть что-то сумасшедшее. Тем более что играют здесь Олег Меньшиков, Александра Бортич, Александр Петров, Стася Милославская.
Премьерные даты: 4, 5, 14 февраля
Театр на Малой Бронной. «Платонов» и «Идиот»
Пока театр под руководством Константина Богомолова ремонтируется, все спектакли идут во Дворце на Яузе. Праздновать окончание ремонта Театр на Бронной собирается в апреле премьерой самого Богомолова. Это будет «Идиот». Нет, это не будет восстановление «педофильского» «Князя», изгнанного из «Ленкома», это будет новое осмысление Достоевского, чей бездонный мир давно исследуется Богомоловым. По его словам, рабочее название спектакля, на который, разумеется, съедется вся буржуазия Москвы и Петербурга, – «Новый Идиот».
Но до этого на сцене Дворца на Яузе покажут «Платонов болит» – вечеринку в двух частях режиссера Александра Молочникова, одного из самых молодых, амбициозных, популярных и веселых российских режиссеров, чьи спектакли и фильмы – чистый адреналин и энергия.
Молочников как режиссер состоялся рано – уже в 22 года он поставил в МХТ имени Чехова он поставил «19.14» — спектакль-кабаре о Первой мировой войне на стихи Дмитрия Быкова. Это было еще при Табакове, который поблажек ввиду возраста никому не давал. Потом были еще «Бунтари» (насыщенный рок-спектакль) и «Светлый путь. 19.17» о революции, тоже спектакль-шоу. К сожалению, после смерти Табакова ни этих спектаклей, ни их режиссера в МХТ уже нет. Теперь Молочников активно работает под крылом Константина Богомолова в театре на Бронной. Это если не считать двух опер и балета в Большом, а также фильмов и сериалов, в которые ему удается собрать сплошь звездный каст от Бондарчука, Верников и Серебрякова до Литвиновой и Собчак. Свой новый спектакль по чеховскому «Платонову», или «Пьесе без названия», Молочнииков тоже собрал звезд. Это Светлана Ходченкова, с которой он снял «Сбежавших в Аризону», веселое реалити-роуд-муви вне всяких канонов. Это Виктория Толстоганова, Константин Юшкевич, Александра Ревенко, Варвара Шмыкова и Екатерина Варнава, сыгравшая не так давно у Молочникова в фантазии «Бульба. Пир» и отмеченная как бы особой любовью режиссера. Это будет, вероятно, что-то, потому что энергичный и быстрый в работе Молочников, по словам его патрона Богомолова, работает над спектаклем уже давно и основательно.
18, 19 февраля состоятся показы во Дворце на Яузе. Билеты от 500 до 15 000 рублей.
МХТ им. Чехова «Вальпургиева ночь» и «Сирано де Бержерак»
В пьесе «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора» Венедикта Ерофеева все происходит в психиатрической больнице, пациенты которой, с виду изгои и маргиналы, на самом деле чудаковатые мудрецы, которые выпилились из обычного социума в поисках внутренней свободы. В своей палате они устроили себе государство в государстве, чтобы решать сложнейшие мировые вопросы. В герое спектакля Гуревиче, поэте, философе-стоике и алкоголике, которому психи интереснее, чем бытовой мир снаружи угадывается и Веничка из «Москвы — Петушков», и сам Венедикт Ерофеев, написавший пьесу-сэндвич, где чередуются интеллектуальные парадоксы, аллюзии на Гёте, Шекспира и Пушкина, трагедия с комедией, смех, слезы и любовь. Со всей этой сложносочиненностью отлично управляется режиссер Уланбек Баялиев (ученик Женовача, что важно!), привнося в материал театральность, шутки, драки, флирт. Поэт Гуревич, как герой «Над гнездом кукушки» становится вестником бунта и бегства, устраивая в психушке праздник-катастрофу, удивительным образом вселяющий надежду. В главных ролях Дмитрий Назаров, Игорь Верник. Предпоказ состоялся незадолго до Нового года, и если поторопиться, то билеты на 22 января, 1 и 11 февраля можно купить за 700 рублей.
Ну а в марте в Камергерском состоится премьера «Сирано де Бержерак» режиссера Егора Перегудова. В главных ролях заняты Юрий Чурсин, Паулина Андреева, Игорь Золотовицкий, Александр Усов.
«Сатирикон». «Р» Юрия Бутусова с Райкиным и Трибунцевым.
Это сочинение по мотивам «Ревизора» Гоголя. Новую интерпретацию текста – специально для Юрия Бутусова! – написал Михаил Дурненков. Прибавьте к этим именам художника Максима Обрезкова, а также блистательного Константина Райкина, таинственного гения Тимофея Трибунцева, Марьяну Спивак и ждите шедевра.
«Пьеса Гоголя… в общем, всем уже понятно, про что это, – говорит Юрий Бутусов. – Конечно же, это пьеса о России, о власти, о грехах и расплате. Но я бы хотел, чтобы спектакль был бы о том, что делает с нами пьеса «Ревизор», какие мысли и чувства она рождает в нас… Я надеюсь, спектакль будет о невозможности принять действительность и невозможности бегства от неё, и о неистребимой жажде оного, о поисках рая, свободы как единственной настоящей человеческой ценности. В спектакле нет протеста, есть только невообразимое удивление перед человеческой природой, есть только тоска о времени, которое уходит, хотим мы этого или нет… Хотелось бы, чтобы это была история о том, что искусство способно лечить реальность, лечить жизнь, лечить людей… Такие простые вопросы…
Билеты на 21, 22 и 31 января еще можно купить за 4,5 тысячи рублей
Театр Наций мюзикл «Кабаре»
Театр наконец получил права на постановку легендарного мюзикла. При этом сценография, хореография и режиссёрское решение будут оригинальными. Ставит «Кабаре» Евгений Писарев. «Герои спектакля живут на фоне катастрофы, – говорит режиссер. – Это последние дни Веймарской республики, когда веселье на грани истерии, когда все убегают от социальных проблем и надвигающейся беды». И кажется, это про нас – разве нет?
Декорации на сцене будут напоминать двор-колодец, то ли берлинский, то ли питерский. В этот колодец будут стремиться все, чтобы спрятаться от пугающей действительности. Мне хочется, чтобы эта постановка в меньшей степени напоминала бродвейские аналоги и была похожа больше на драматический спектакль, потому что драматический материал в „Кабаре“ для меня не менее важен, чем музыкальный и хореографический. Это должен быть сексуально-вызывающий, грязноватый спектакль, я бы даже сказал, провоцирующий людей, которые стремятся к порядку и запретам. Хаос, истерика, агония, безудержное веселье перед закрывающейся крышкой гроба». Главные роли сыграют Александра Урсуляк и Юлия Пересильд.