«Тостуемый пьет до дна»: 5 лучших ролей Марины Неёловой к юбилею актрисы
В день рождения артистки вспоминаем её лучшие работы в кино
8 января легенда нашего кино Марина Неёлова отмечает 75-летний юбилей. Из-за невысокого роста и миниатюрной фигуры актриса с присущей ей самоиронией называла себя «задрипанным осликом Пржевальского». Но в итоге её хрупкий типаж оказался востребованным у больших режиссёров отечественного кино – Эльдара Рязанова, Георгия Данелии, Ильи Авербаха и других. Даже легендарный Андрей Тарковский приглашал её на пробы в «Сталкер» (правда, в итоге роль жены главного героя досталась Алисе Фрейндлих). Фильмография Неёловой насчитывает более 50 картин, одной из крайних работ артистки стал «Карп отмороженный» Владимира Котта – комедия об эксцентричной пенсионерке. Чтобы не беспокоить по пустякам своего занятого сына – популярного бизнес-тренера, героиня решает самостоятельно организовать... собственные похороны. В день рождения актрисы «Собеседник» воспоминает самые яркие образы Марины Неёловой в кино.
1. «Старая, старая сказка», 1968
Студентка 3-го курса актёрского факультета Марина Неёлова дебютировала в музыкальном фильме режиссёра Надежды Кошеверовой по мотивам произведений Ханса Кристиана Андерсена и Шарля Перро. Её партнером был звезда советского экрана Олег Даль. Он играл бродячего артиста-кукольника, а Марина – дочь трактирщика, в которую он влюбляется. Девушка обещает возлюбленному утром сбежать с ним. В ожидании рассвета сказочник сочиняет сказку о храбром солдате, который пытается добиться сердца капризной и избалованной принцессы.
2. «Монолог», 1972
В «Монологе» режиссёра Ильи Авербаха Марина сыграла дочку практически своей ровесницы Маргариты Тереховой и внучку Михаила Глузского. По сюжету к пожилому академику Сретенскому приезжают дочь и внучка. Авербах одним из первых на советском экране показал, насколько чужими друг другу могут быть даже самые близкие. Кровные родственники – это по сути случайные люди, у которых мало общего и только по воле обстоятельств они живут вместе под одной крышей. Фильм участвовал в программе Каннского кинофестиваля 1973 года.
3. «Осенний марафон», 1978
Пожалуй, самый известный фильм Георгия Данелии уже давно стал культовой советской классикой о кризисе среднего возраста, а также о частной жизни петербургской интеллигенции. Одарённый переводчик и преподаватель Андрей Бузыкин (Олег Басилашвили) любит жену (Наталья Гундарева) и любит любовницу Аллочку (Марина Неёлова). Ему 46 лет, но он до сих пор бесконечно инфантилен, нерешителен, всегда и во всём сомневается. От парадоксального неумения говорить «нет» и боязни кому-то сделать больно – он мечется между двух огней, не в силах сделать окончательный выбор. Не из трусости, а из жалости. В основе картины – пьеса драматурга Александра Володина, автора пьес «Пять вечеров» и «Старшая сестра». «Осенний марафон» получил награды в Венеции, Берлине и Сан-Себастьяне, но не попал на Каннский смотр из-за бойкота западного мира, выступившего против ввода войск СССР в Афганистан.
4. «Дорогая, Елена Сергеевна», 1988
Эта картина заметно выбивается из ряда комедий Эльдара Рязанова. Марина Неёлова сыграла учительницу, которая годами сеяла «разумное, доброе, вечное», а в итоге получила от своих учеников по голове. По сюжету выпускники 10 «Б» класса приходят в гости к своей классной руководительнице с букетом цветов, чтобы поздравить с днём рождения. Постепенно выясняется, зачем на самом деле старшеклассники пришли к ней домой. У дорогой Елены Сергеевны находится ключ от сейфа, где лежат экзаменационные тесты. Ученики задумали втихаря исправить плохие оценки, даже если ради этого им придется пойти на самые радикальные меры. Фильм снят по мотивам одноименной пьесы Людмилы Разумовской.
5. «Ты у меня одна», 1993
Если в «Осеннем марафоне» Марина Неёлова играла любовницу, то в фильме Дмитрия Астрахана она исполнила роль законной супруги, от которой муж уходит к другой. Действие происходит в 1992-м. После распада СССР боксёру Евгению Тимошину (Александр Збруев) приходится бросить ринг и трудиться за гроши днём инженером, а ночью подрабатывать грузчиком. Приехавшая из Америки новая возлюбленная Аня искушает его волшебными перспективами в США, но в итоге правильный герой выбирает скромную жизнь с истеричной женой в тесной хрущевке. В основе сценария лежит пьеса Олега Данилова «Мы идём смотреть „Чапаева“».