Сванидзе против редактирования истории, Бекмамбетов за этику в сети, и другие писатели на главной книжной ярмарке

Сегодня заканчивает свою работу книжная выставка Non/fiction

Фото: Андрей Струнин

Со 2 по 6 декабря в Гостином дворе проходила книжная ярмарка Non/fiction – главный навигатор кого сегодня читать и почему. 315 издательств провели в режиме нон-стоп более 400 творческих встреч и презентаций. Авторы самых важных и актуальных текстов сезона не побоялись острых дискуссионных тем: как власть переписывает неудобное прошлое, как справиться с гомофобными стереотипами эпохи, как никого не обидеть и что собой представляет этичная лексика, а также высказались про феминизм, семейное насилие и травмы советского наследия.

Специальный гость – Германия. Франкфуртская книжная ярмарка привезла в Москву новинки немецкой литературы. От репертуара издательств разбегаются глаза: тут и сложный артхаус для ценителей интеллектуальной литературы, и мейнстрим – легкие, жанровые книги, чтобы «скоротать вечерок». Но, разумеется, самое ценное на выставке – не торговые ряды и скидки, а диалог и общение, когда такие разные люди встречаются в одном пространстве, непримиримые позиции коммуницируют и вступают в дискуссию. Гостями ярмарки стали Алексей Иванов, Евгений Водолазкин, Людмила Улицкая, Владимир Познер, Леонид Парфенов, Александр Миндадзе, Юрий Норштейн, а Тимур Бекмамбетов, Дина Рубина, Борис Акунин вышли на связь с Москвой онлайн.

На прошлой ярмарке Non/fiction организаторы отменили презентацию книги «Невероятные происшествия в женской камере № 3» Киры Ярмыш, пресс-секретаря политика Алексея Навального (в итоге Евгений Ройзман представил запрещенную книгу). После публичного осуждения этого инцидента организаторы, видимо, сделали выводы и включили в программу мероприятия в поддержку «Международного Мемориала» (признан иноагентом), в том числе презентацию книги об истории борьбы с тоталитарной системой «Энциклопедии диссидентства. Инакомыслие в СССР и Восточной Европе» и паблик-ток «Семья после ГУЛАГа» о влиянии репрессий на следующие поколения.

Тему о том, почему болевые точки истории неугодны власти продолжил известный историк и радиоведущий «Эха Москвы» Николай Сванидзе. По состоянию здоровья он не смог присутствовать на выставке и принял участие в дискуссии онлайн.

– Власть не любит скорбеть, власть любит гордиться, – комментирует историк. – Сейчас любые реперные, критические точки отечественной истории становятся столкновением двух сил: честной и сфальсифицированной в угоду тем или иным провластным представлениям – историей «по вызову». Главный бой ведется за ВОВ. На мой взгляд, это компенсация современных поражений гордостью минувших побед.

Фото: GlobalLookPress

О том, как политика влияет на культурные связи между странами, порассуждал и писатель Евгений Водолазкин во время билингвальных читок произведений, изданных на русском и итальянском языках – культурного моста Россия-Италия:

– Русская литература 19 века стала частью, а в каком-то смысле авангардом европейской культуры. Современная литература в каком-то смысле выглядит экзотично, потому что какие-то враждебные вихры, которые веют над нами в последние годы, коснулись и восприятия отечественных авторов. Хотя литература – возможно, это последняя связующая нить между народами. Где политикам не удается достичь результатов, наверное, стоит послать туда писателей.

Фото: GlobalLookPress

Режиссер Тимур Бекмамбетов представил книгу "Скринлайф. В поисках нового языка кино" и рассказал, зачем снимать фильмы о виртуальном мире.

– Мы все больше и больше времени проводим в цифровом мире и много там оставляем следов, много поступков совершаем, то возникает вопрос – а существуют ли в сети все те моральные и общественные договоры, которые действуют в физическом мире? Что такое личное пространство в интернете? Таких ограничений там нет. Есть пароли, но нет понятия «нельзя». Мы интуитивно не чувствуем этих границ. То же самое касается употребления контента. В жизни нас природа ограничивать употреблять больше пищи, чем нам нужно, живот начинает болеть. А в цифровом мире мы потребляем контент бесконечно, не задумываясь, убиваем время на мусор. Ложь, хейт - все в сети вообще никак не регулируется.

На лекции про нейрохайп в современной литературе психофизиолог Полина Кривых разобрала по косточкам последнюю книгу Виктора Пелевина - о том, какие ошибки и мифы про работу мозга тиражируют писатели.

Фото: Андрей Струнин

Одними из главных хитов книжной выставки стали графические романы для взрослых. Комиксы теперь не только про супергероев вселенной Marvel, а например, известный норвежский иллюстратор Мартин Эрнстсен воссоздает пугающий мир романа «Голод» Нобелевского лауреата Кнута Гамсуна. «Сибирские хайку» Юрги Виле рассказывают историю депортированной литовской семьи, а главная героиня «Травы» Ким-Жандри Кымсук попадает в сексуальное рабство в одну из «станций утешения» для японских солдат. Боди-хоррор «Отель Лето» по мотивам песни Михаила Елизарова предлагает погрузиться в самые страшные процедуры советского санатория.

Представители издательств рассказали, что у современных читателей есть запрос на табуированные темы и болевые точки общества, поэтому не случайно главные книги и события Московской книжной ярмарки связаны с темой борьбы за свободу и человеческое достоинство.

Еще один тренд Non/fiction – много тренингов для начинающих авторов, мастер-классов по тонкостям перевода. Литература требует свежей крови и открытия новых имен. На выставке прошел питчинг дебютантов, которые представили свои тексты на суд редакторов и издателей. На круглых столах состоялись дискуссии о том, как собрать комьюнити вокруг книги, как работает издательский рынок и где опубликовать свою рукопись, у кого учиться писательскому мастерству.

Фото: Андрей Струнин

Лучшие книги Non/fiction по версии «Собеседника»:

«Имени такого-то» Линор Горалик

«Русский в Англии» Борис Акунин

«Милый Ханс, дорогой Петр» Александр Миндадзе

«На плотной земле» Петр Мамонов

«Время вышло. Современная русская антиутопия» Андрей Рубанов, Александр Иличевский и другие

«За что» Анна Политковская (Издательство «Новая газета»)

«Андрей Сахаров. Человек, который не боялся» Ксения Новохатько

«Неудобное прошлое. Память о государственных преступлениях в России и других странах» Николай Эппле

«Если выпало в империи родиться» Семен Экштут

«Неудобные женщины. История феминизма в 11 конфликтах» Хелен Льюис

«Поколение постпамяти» Марианна Хирш

«Дворец сновидений» Исмаиль Кадарэ

«Голландский дом» Энн Пэтчетт

«Дева в саду» Антония Байетт

«Год чудес» Джералдин Брукс

«Однажды в Голливуде» Квентин Тарантино

«Скринлайф» Тимур Бекмамбетов

«Кровавый меридиан» Кормак Маккарти

«Вскрытие покажет: Записки увлеченного судмедэксперта» Алексей Решетун

«Чистый кайф» Андрей Геласимов

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика