"Пили спирт, вырезали шутку про Медведева": телеведущий Марфин раскрыл тайны Маслякова и КВН
Это фото сделано в декабре 1993 года, когда снималась передача к 30-летию творческой деятельности ведущего КВН Александра Маслякова
Это фото сделано в декабре 1993 года, когда снималась передача к 30-летию творческой деятельности Александра Маслякова. Об этой фотографии и о том, каким тогда был КВН, сам Масляков и вообще новое телевидение, мы вспомнили вместе с телеведущим, сценаристом и кавээнщиком Михаилом Марфиным (он в центре фото).
– Та передача вышла в начале 94-го, потому что Масляков, кроме того что вел миллион разных передач, появился первый раз в качестве ведущего КВН именно весной 1964 года. Мы придумали, что она будет в виде разных конкурсов: разминка, домашнее задание и приветствие, – вспоминает Михаил Наумович, который писал все сценарии для КВН, в том числе и для этой передачи.
Решили, что приветствие а-ля КВН сделают ведущие самых популярных ТВ-программ.
Матвей Ганапольский тогда выходил с программами «Бомонд» и «Выбери меня», Константин Эрнст делал знаменитую передачу «Матадор», Леонид Парфенов запустил «Намедни» на НТВ, Леонид Якубович только-только заступил на свое «Поле чудес», , Леонид Ярмольник зажигал в «L-клубе» и вообще был, если хотите, Ургантом того времени. Сам Михаил Марфин вел «Счастливый случай», а Дмитрий Дибров – что только не вел Дмитрий Дибров...
– Это было самое прекрасное время. Только-только развалилось Центральное телевидение, начиналось новое, все были веселые, молодые и уже сверхпопулярные... И вот мы написали это приветствие для Маслякова, выучили его с грехом пополам, отыграли, а заканчивалось оно выходом к фортепиано Юрия Саульского, который играл свою легендарную песню для КВН «В урочный день, в урочный час мы снова рады видеть вас». Лёню Якубовича, похоже, камера застукала в тот момент, когда он забыл слова. А может, он заглянул в далекое будущее и увидел, что до сих пор ведет свое феноменальное «Поле чудес» и даже не озверел и не сошел с ума. Ну если только совсем немножко, – хохочет Михаил Наумович.
«Самые правильные члены»
– А что было дальше?
– А дальше Александру Васильевичу так понравилось наше выступление, что он решил всю «эту шоблу» пригласить в жюри. Он сказал, что это будут «самые правильные члены». Ведь до этого в жюри КВН все время происходили какие-то скандалы. К тому времени уже всех перепробовали. Писатели-сатирики, например, в жюри все время самоутверждались. Они забывали о том, что это все-таки самодеятельность, и начинали выпендриваться: что это такое, разве это юмор... А актеры больше думали о том, какие слова скажут, как будут выглядеть в кадре, как им лучше повернуться. Телеведущие были вроде как лишены этих пороков, они и за словом в карман не лезут, и юмор понимают, и достаточно независимы.
– Тогда у телеведущих действительно было больше свободы?
– Ну как сказать... Это действительно было такое яркое время, когда ведущие говорили без текста и импровизировали в кадре.
– А шутки шутили без тормозов?
– Да уж, шутили мы без тормозов. Потому что как бы доказывали всем и самим себе, что цензуры нет. Но, пошутив единожды на грани фола, мы понимали, что в общем-то делать там, на грани, нечего. Ну попробовали – ну и хорошо. Тогда вообще либеральная идеология в обществе превалировала, «от Москвы до самых до окраин демократы с косами стояли», как пели у нас в КВН. Молодежь у нас на коммунистах да на ЛДПР оттаптывалась. Хотя шутки 93-го уже не воспринимались как адски отчаянные. Другое дело в 88-м, когда команда НГУ сказала первый раз: «Партия, дай порулить!» Эту шутку помнили очень долго. В 93-м в КВН был еще один прорыв – показали голую грудь. Но не просто так, а интеллигентно показали. Это была сценка про то, как у нас показывают «Эммануэль» – первый эротический фильм, который к нам попал. Поэтому он был культовым. Тогда в стране появились все эти видеосалоны, куда ходили смотреть то, чего недодали нашему советскому человеку, – боевики и эротику. Сценка изображала, как крестьянка, военный, болельщик с авоськой и священник приходят в видеосалон на вокзале, смотрят «Эммануэль» и соотносят с собственной жизнью в СССР, где «секса не было». И у них на почве прозрения начинается единение – им всем хочется любви, они начинают раздеваться и выстраиваются в картину Делакруа «Свобода, ведущая народ», где посередине стоит эта тетенька с флагом и оголенной грудью. Все это пронимало до слез. Мы, кстати, долго спорили – показывать или не показывать грудь. Я кричал: «Давайте показывать!», режиссер кричал: «Ни в коем случае!», но я был молод и революционен, я лихо сманил Маслякова на свою сторону, и мы это дело показали.
Медведева вырезали. Он возмутился
– А над чем хохочет нынешняя власть и над чем она хохотала тогда, в 93-м?
– И тогда, и сейчас власть хохочет над шутками про власть. Которых в КВН по-прежнему достаточно много. Чтобы кто-то из власти грозил пальцем: ты больше над этим не шути – такого никогда не было. Наоборот, когда в 2011-м в КВН сделали пародию на приезд президента Медведева, к которому моментально сделали все дороги, а потом редакция «Первого канала» вырезала этот эпизод, так его пришлось вставить обратно, потому что Медведеву о нем уже успели рассказать. И он такой: а где это, куда дели?! В общем, вернули и показали еще раз целиком.
– А сам Масляков в то время держался с вами демократично или уже на дистанции?
– Тогда еще вполне демократично. Теперь он немножко в другом статусе, заматерел, так сказать. Но с сотрудниками и сейчас вполне демократичен. А кавээнщики его всегда побаивались. Потому что Масляков – это верховный мозг. Ребята, помню, и так и сяк прикидывают, собирают, а он приходит и говорит: «Ни фига! Это ерунда! Вот это все убирайте!» И ребята переписывают – так, конечно, они его побаиваются. А потом, у Маслякова же энергетика совершенно безумная. Если ему не нравится и он расстраивается, люди на сцене начинают просто умирать.
– Так Александр Васильевич еще и вампир?
– Нет, ну какой же он вампир! Но своей энергетикой и обаянием он зал берет в момент.
Выпить – это святое
– А что насчет алкоголизма? Много пили в 90-х в КВН?
– Ну уж гораздо больше, чем сейчас. Сейчас молодежь в принципе меньше пьет, а в те времена бухали сильно. Я вообще считаю, что страну во время перестройки спас спирт «Рояль». Мы его настаивали на каких-то там корочках или ореховых скорлупках – делали «бренди». Спирт дешевый же, а голь на выдумки хитра. У меня на даче до сих пор стоят запасы «Рояля», оставшиеся от папы. Так мы этим раритетом в пандемию, когда не было никаких антисептиков, руки протирали. Если бы люди не пили, они бы с ума сошли, потому что тяжело было во всех отношениях. Я сейчас не о тех, кто на фото за роялем.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №22-2021 под заголовком «Спирт, рояль, КВН и телезвезды».