Домогаров хитростью достал деньги на первый фильм своего сына
Александр Домогаров-младший рассказал о своем дебютном фильме "Пальма" и участии в съемках его знаменитого отца
На фестивале в Санкт-Петербурге «Виват кино России!» фильм Александра Домогарова-младшего «Пальма» получил Гран-при. С этим кино сын известного актера Александра Домогарова дебютировал в роли режиссера – и сразу такая удача.
«Собеседник» поговорил с Домогаровым-младшим, который признался, что не ожидал этого приза.
О чем фильм
В 1977 году Игорь Польский, улетая из московского аэропорта на новое место работы за границу, теряет ветеринарную справку своей собаки по кличке Альма. Без документа четвероногого друга отказываются взять на борт, и хозяин принимает решение улететь один. Собака прячется в аэропорту и каждый день встречает самолеты в надежде, что хозяин вернется за ней. На одном из таких самолетов прилетает 9-летний Коля, потерявший маму и приехавший жить в Москву к отцу – пилоту Вячеславу, которого почти не знает. На стоянке самолетов мальчик спасает собаку от службы безопасности аэропорта. От сотрудника аэропорта Нины Коля узнает, что она не расслышала, как Польский обращался к собаке: то ли Альма, то ли Пальма. Мальчик решает звать четвероногого друга Пальмой и пытается помогать ей встречать пассажиров с прилетающих рейсов. Фильм основан на реальных событиях в московском аэропорту Внуково в 1976 году. Пилоты знали, что все рейсы ИЛ-18 встречает овчарка.
Самолет, собака, советский интерьер
– Максимум, на что мы рассчитывали со съемочной группой – на какой-нибудь приз зрительских симпатий, – говорит Александр. – Думали, приедем в Питер на фестиваль, заодно и прогуляемся. А вот как получилось. У нас же не фестивальное кино, скорее это семейный фильм. Очень приятно, что нашу работу оценили.
– До этого в кино вы работали в качестве актера и продюсера. А каково было ощущать себя режиссером? В чем были трудности?
– Могу сказать, что кино рождалось в муках. Хотя мы с самого начала понимали, что будет так. Самолет, ребенок, собака, советский интерьер, большая массовка. Погода часто подводила. Но все равно вспоминаем эту работу с любовью, крутое было времяпрепровождение. Когда преодолеваешь проблемы, радости в два раза больше. Если поделиться впечатлениями, каково работать режиссером… Знаете, мне нравится общаться с людьми. Главное, чтобы тебе поверили, преодолеть этот барьер – мол, какой-то молодой парень снимает кино. А когда все уже притерлись, мы стали этакой киносемьей, стали понимать и поддерживать друг друга. Но, конечно, я сделал какие-то выводы, над чем мне еще нужно работать как режиссеру. Опыт получил большой. Подготовился к съемкам максимально. Например, нарисовал 1500 кадров, сделал полную раскадровку всего фильма.
– А кто выделил деньги на этот проект?
– Министерство культуры выделило деньги как дебютанту. Было и частное инвестирование: например, один мой друг тоже вложил деньги. Могу сказать, что после проката картина осталась в прибыли. Слышал, что фильм продают для показа в другие страны.
Владимир Ильин постоянно что-то предлагал, мы спорили
– Насколько я знаю, вы сделали еще один вариант для японских зрителей. Что это за история?
– Одними из наших инвесторов выступили японцы. Мой отец (актер Александр Домогаров. – Ред.) как-то снимался в Японии в фильме «В плену у сакуры». Он задружился с японскими кинематографистами, и они захотели с ним еще поработать. И вот втайне от меня папа скинул им сценарий нашего фильма. Представители с японской стороны решили поучаствовать в нашем проекте с условием, что сделают свою версию.
Таким образом, там начало и конец другие, когда наш герой – мальчик Коля – становится взрослым, приезжает в Японию купить себе собачку и вспоминает всю эту историю, как он дружил с овчаркой Пальмой. Если честно, они вообще хотели переписать весь сценарий, им нужно было пропиарить Японию, собак определенной породы. Я сопротивлялся, как мог. И вот такой мы нашли компромисс. Вообще, я понял на будущее: чтобы делать такие варианты, нужно еще на стадии написания сценария продумывать, что это будет сниматься и для другой страны. Но у нас столько сил отнимали съемки русской версии, что полностью контролировать японский вариант не было времени.
– Этого взрослого Колю играет ваш отец. Какие впечатления от работы режиссера Домогарова-младшего с актером Домогаровым-старшим?
– Если говорить о русской версии фильма, то папа ни разу не приезжал на съемочную площадку, ничего не советовал, не подсказывал. У нас с ним были съемки в Японии, и то всего лишь три дня. Все просто, никакой драматургии или сложных задач не было. Я там не ощутил в полной мере работы режиссера с актером. «Ты пройдешь, тут остановишься, сюда посмотришь – и все» – такие разговоры. Ничего особенного. Мне же нравится в режиссуре что-то придумывать, репетировать.
Вот в нашем фильме роль техника аэропорта сыграл Владимир Ильин, так он постоянно что-то добавлял в сценарий, предлагал, мы спорили, обсуждали. Такие моменты – придумывать, искать – мне нравятся. А в Японии были скучные съемки. Но не жалею, что там побывал, японцы – очень гостеприимные люди.
– Александр, что планируете дальше, о чем мечтается?
– Есть один проект, сложный. Пока не могу его анонсировать. Могу лишь сказать, что это по произведениям советских писателей. Сейчас пытаюсь понять, как создать и полюбить эту историю. Идей много.
– Вы сказали про советских писателей. Если учесть, что и в вашем фильме «Пальма» действие происходит в Советском Союзе, откуда такой интерес к тем временам?
– Я почти не застал то время, поэтому ничего не могу сказать. Но мне нравится визуальный мир Советского Союза. Например, наш фильм мы снимали в Белоруссии, где многое напоминает об СССР. Еще у меня есть любовь к советскому кинематографу. Какие режиссеры были! Данелия, Рязанов, Гайдай и так далее. Я люблю это кино. Наш фильм про собаку Пальму, которая ждет своего хозяина в аэропорту, нельзя было снимать в сегодняшнем времени. Думаю, сейчас никто бы не поверил, что такое может произойти. Тогда надо было бы написать другую историю.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №20-2021 под заголовком «Александр Домогаров-младший: Мой фильм рождался в муках».