Анне Вески: Мой муж – шутник и главный любитель моих песен

Как сегодня живет первая певица Эстонии, которую тридцать лет назад в России воспринимали как загадочную иностранку

Фото: Анне Вески // фото: личный архив Анне Вески

Эстонской звезде советской эстрады всесоюзную славу принесла песня Игоря Саруханова «Позади крутой поворот», которая стала визитной карточкой Анне.

Как сегодня живет первая певица Эстонии, которую тридцать лет назад в России воспринимали как загадочную иностранку?

Анне, с какими чувствами вы теперь приезжаете в Россию и когда вас ждать?

– Ох, в наше сложное время трудно сказать наверняка, но на 25 ноября запланировано выступление в Москве, в концертном зале при храме Христа Спасителя. Мы каждый год там даем концерты, но из-за пандемии прошлый раз пришлось пропустить. Как и очередной концерт в Питере. Конечно, гастроли уже не такие длинные, но пока нас никто не забывает, и приезжаем мы с удовольствием. К тому же в Москве и Питере у нас есть хорошие друзья – и деловые, и совсем-совсем личные друзья и подруги. Они нам устраивают самые прекрасные на свете экскурсии.

Мы общаемся и с артистами, кого знаем еще с советских времен. С Лаймой Вайкуле мы много раз выступали вместе, с «Песнярами», Мишей Муромовым, Катериной Шавриной, Алексеем Глызиным, ездили по разным городам, а несколько лет назад Лев Лещенко организовал для всех нас грандиозный тур – кажется, последний, где собрались артисты нашего времени из разных республик, и очень интересно было смотреть, кто как развивается.

Ну а лет 10 назад был телепроект «Ты суперстар!», где я тоже участвовала вместе с артистами нашего времени. А вот про Советский Союз мы как-то уже не говорим, – смеется Анне. – Ну, поностальгируем иногда о том, что по три стадиона в день мы уже не делаем. В Караганде – в Ка-ра-ган-де! – дали однажды двадцать дворцов спорта подряд!

Конечно, тогда мы были молодые, мы были супер-пупер-популярные, сил было много, объездили весь СССР вдоль и поперек, бывало, что 10 месяцев в году были на гастролях, на все смотрели легче... И нет ничего такого, о чем я бы вспоминала с отвращением.

Но все-таки Советского Союза нет уже 30 лет, Эстония самостоятельная страна, и все республики могут строить свои судьбы так, как они сами считают нужным. Но культура во многом у нас общая – власть и политический уклад могут меняться, а артисты остаются. И на концертах никто не спросит, откуда ты родом или какой ты национальности. Главное, чтобы хорошо пела красивые песни.

Эстонцы поют русские хиты

А как дома относятся к вашей популярности в СССР? Не говорят, что вы пели для оккупантов?

– Знаете, в Эстонии я вижу только хорошее отношение. Потому что артисты вне времени. А политика – это дело политиков. У нас людям неважно, из какой ты страны, если ты нормальный человек. Все знают, что я на больших сольных концертах в Эстонии пою и по-русски тоже, да и многие наши артисты и сейчас поют ваши русские хиты. К нам, кстати, российские артисты очень часто приезжают – народ ждет в июне Филиппа Киркорова, хотя из-за коронавируса уже раза три меняли даты его концертов.

У нас никто уже не зацикливается на этих старых клише, а у нового поколения и вовсе другие мысли – они открыты миру, они работают и отдыхают везде, где хотят, как и молодежь из России. Это политики для своей популярности иногда что-то говорят, а народу это уже давно неинтересно. Старые времена могут вспоминать только по каким-то историческим датам.

А что происходит в культуре Эстонии? У нас многие думают, что с развалом Советского Союза в Прибалтике не осталось хороших певцов.

– Ну да? – удивленно вздыхает Анне. – А жизнь-то кипит, и культура развивается. Конечно, по сравнению с СССР у всех артистов из бывших республик и размах, и количество концертов меньше. У нас же города маленькие, но летом мы можем выступать и на открытых площадках, где и три, и пять тысяч могут собираться.

А если бы вы знали, как много у нас проходит спектаклей! Наши молодые артисты тоже на месте не стоят. В Европе теперь же всё  по-другому, есть и спотифай, и стриминги всякие, и те, кто поет по-английски, мгновенно распространяются по интернету, у них миллионы слушателей. Но, конечно, сказать, что у нас какая-то мировая звезда есть...

– Кроме тебя, – вставляет в разговор Бенно, муж Анне.

– Да-да, кроме меня, – смеется Анне.

– Муж у меня шутник и самый большой любитель моих песен. Я всегда говорю, что пою, пока последний человек не уйдет из зала, но последний никогда не уйдет, потому что это мой собственный муж, – хохочет Анне. – В общем, у наших молодых хватает – как это по-русски? – движухи. Но я по-прежнему обожаю концерты в реале.

Евровидение у нас, как спорт

Анне, интересно, у вас в Эстонии такие же страсти, как в России, по поводу того, кто и с какой песней поедет на Евровидение?

– Да, у нас все очень следят за этим. У нас выбирают артиста в 2 или 3 тура, в финале остаются 10 артистов, и потом из них выбирается победитель. В этом году поедет тот же исполнитель, что и в прошлом – Уку Сувисте, народ опять выбрал его, и он честно выиграл свое право ехать в Роттердам. У нас Евровидение – это как такой народный спорт. Эстонцы смотрят трансляцию, угадывают победителей и очень болеют за своих фаворитов.

В России до сих пор смотрят «Иронию судьбы» под  Новый год. А эстонцы смотрят советское культовое кино?

– Без проблем! У нас есть все ваши телеканалы, и когда идут знаменитые фильмы Рязанова, Гайдая или Данелии, никто не переключается, во всяком случае, наше поколение. «Операцию «Ы», «Бриллиантовую руку» или «Ивана Васильевича» можно вечно смотреть! И российские театры к нам приезжают, и залы переполнены – у нас же здесь половина русско-язычного народа.

Недавно экс-президент Эстонии предложил запретить россиянам въезд в Евросоюз. Как эстонцы относятся к таким заявлениям?

– Надо же! Я первый раз слышу это. (Анне тут же по-эстонски спрашивает мужа, слышал ли он о таком заявлении.) Бенно тоже не слышал, а он каждый день читает газеты и смотрит новости. Нет, ну это несерьезно, и эстонские граждане на такое просто не обращают внимания. У нас же демократия, и каждый может высказать все, что он хочет. Что бы ни творилось в политике, все  равно россияне наши соседи были, есть и будут, как и Украина, и Белоруссия. И знаете, по-моему, люди всегда сохраняют разум и разделяют то, что говорят политики, и то, что делают люди.

Иногда, конечно, спрашиваешь себя, зачем по телевизору говорят много агрессивного, но все же люди понимают, где правда, и в отношениях наших стран ничего катастрофического не происходит. К тому же у нас все усиленно борются с коронавирусом. Это вот действительно враг. Тьфу-тьфу-тьфу, мы с мужем уже одну вакцину получили и на днях идем за второй. Мы сейчас стараемся больше быть дома, заниматься садом и записывать новые песни здесь же, дома.

У вас в Эстонии бывали за последнее время случаи реституции? Когда наследники претендуют на свое имущество, которое отобрала советская власть. У Вии Артмане, например, таким образом отобрали недвижимость, когда Латвия отделилась от СССР.

– У нас в начале девяностых действительно были такие случаи. В некоторые дома пришли старые владельцы, и они действительно получили обратно свою собственность. Но слава Богу, мне никогда ничего никто не дал, и я никому ничего не должна. Мы свой дом сами строили. Советский Союз ничего нам не давал, и нечего было брать назад. У нас все свое.

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №16-2021 под заголовком «Анне Вески: Что бы ни происходило в политике, мы всегда соседи».

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика