Культурный навигатор: "Волшебник Изумрудного города" по-американски и 25 лет "Ундревуду"
Sobesednik.ru рассказывает, куда сходить и что послушать на неделе с 29 марта по 4 апреля
Sobesednik.ru рассказывает, куда сходить и что послушать на неделе с 29 марта по 4 апреля.
Спектакль
«Король Лир»: прокатимся в бездну
Грандиозный «Король Лир» в постановке Юрия Бутусова стал первой премьерой Театра имени Вахтангова в год его столетия. Бутусов много раз ставил Шекспира – например в «Сатириконе», где Лира играл Константин Райкин. Но это совершенно новая версия трагедии.
«Я думаю, сейчас время Шекспира, время потерь, потрясений, колоссальных изменений... новая Буря...» – говорит сам Бутусов, совсем по-иному теперь ставя акценты в истории старика, преданного дочерьми. Теперь «Лир» – это мир наступающего апокалипсиса, неизбежного крушения, катастрофы любви и смерти.
Роль Лира играет 35-летний Артур Иванов. Начало спектакля похоже на рутинную офисную планерку: стулья, ядовитый свет, скучные безжизненные фигуры, белые от грима лица. Лир спрашивает дочерей, как сильно они его любят. Младшую, Корделию, «что правду о любви решила умолчать», разумеется, проклинает, изгоняет – «ты мне навек чужая» – и делит королевство между двумя лгуньями: андрогинной а-ля Тильда Суинтон Гонерильей (Яна Соболевская) и сходящей с ума от страсти Реганой (Ольга Тумайкина).
Живая музыка (от джаза до бешеных ударных и Imagine Леннона) и танец – отдельные шаманские миры в спектаклях Бутусова. Лир, в красном пальто и красных носках, то бессильный, то доходящий до исступления в танце, бьет себя по бритой голове, но сделанное необратимо – и во всем виновата нереально огромная луна, навалившаяся из бездонной черноты на сцену.
Элементы клоунады и фарса только усиливают трагичность, как и короны-сороконожки, как и три огромных зловещих ворона, как и двойники сыновей несчастного слепого Глостера (Виктор Добронравов) в золотых кафтанах.
В какой-то момент брошенные всеми бродяги, кажется, найдут немного покоя, но иллюзия тут же разрушится (на сцену летят висельные столбы), и все кончится меланхоличной сценой смерти Корделии.
30 марта, 9 и 16 апреля. Основная сцена Театра имени Вахтангова.
Поп-рок
Группе «Ундервуд» 25 лет
В меру веселые, в меру романтичные, в меру ностальгирующие – группа «Ундервуд» минувшие 25 лет радовала нас легкими песенками а-ля «Гагарин, я вас любила», «Ангелы и аэропланы». Что-то из симпатичненького – например «Скарлетт Йоханссон едет в Херсон» – публика, кажется, недооценила. Отскакав четверть века, «Ундервуд» не останавливается: записывает новые альбомы и клипы. Из новенького знаковой является песня «Дети Портвейна». На московском концерте на сцену выйдут также Андрей Макаревич и Алексей Кортнев.
3 апреля. Москва, Vegas City Hall.
10 апреля. СПб, «Космонавт».
15 апреля. Воронеж, Garry Bar.
Кино
«Исход»: фантастика на фоне катастрофы
Действие происходит в недалеком будущем. Борьба тоталитаризма с хаосом приводит к глобальному краху. Действие разворачивается вокруг поиска портала в рай, о существовании которого становится известно благодаря староформатной видеокассете. Своего рода «Волшебник Изумрудного города» для взрослых. Фильм американский, но сюжет с унылыми городами и погоней за дезертирами, сующими свой нос куда не надо, будет близок и россиянам.
В кино с 1 апреля.
Балет
Долгожданная премьера про Мольера
Классический сюжет о великом актере, который гениально смешит публику на сцене и страдает за ее пределами, будет воплощен стараниями хореографа Бориса Эйфмана.
«Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана» выдался для Эйфмана многострадальным спектаклем из-за пандемии. После всех сложностей 2020 года труппа готовилась сыграть премьеру в феврале, но и эти сроки пришлось передвинуть. «В спектакле будет много буффонады, хотя назвать его комедией нельзя», – приоткрывает тайну сам постановщик.
6, 7 апреля. СПб, Александринский театр.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №12-2021 под заголовком «Культурный навигатор».