Фото с историей. Десять дней, которые не спасли Любимова

Публикуем исторический снимок, сделанный во время визита в СССР Юрия Любимова, лишенного советского гражданства

Фото: Юрий Феклистов

Публикуем исторический снимок, сделанный во время визита в СССР Юрия Любимова, лишенного советского гражданства

Режиссер Юрий Любимов в 1960-х годах возглавил Театр драмы и комедии на Таганке, который при нем стал очень популярным. На спектакли было сложно попасть, а артисты, играющие в них, были особенно любимы зрителями. Но все закончилось в начале 1980-х, когда Любимова лишили советского гражданства.

Полное фото

Помогли приехать Горбачев и Шеварднадзе

Этот снимок был сделан в мае 1988 года, когда после шестилетнего отсутствия в Советском Союзе он приехал на родину.

– Юрий Петрович приехал тогда на десять дней (больше не разрешили) как частное лицо в гости к тогдашнему худруку Театра на Таганке Николаю Губенко. Именно он сделал все, чтобы Любимова пустили в Советский Союз, – рассказывает «Собеседнику» автор этого кадра фотограф Юрий Феклистов. – Когда на границе его спросили пограничники: «Цель вашего визита», он ответил: «По могилам». Он действительно в те дни посетил Донское кладбище, где захоронены его родители, могилу Высоцкого и своего деда на Ваганьковском. На самом деле все это выглядело как разведка перед переездом сюда. Юрий Петрович был первой ласточкой среди тех, кто потом вернулся (вспомните Войновича или Ростроповича) из эмиграции.

– Сегодня кажется глупостью вся возня вокруг такой простой проблемы – приезда на десять дней Любимова, – вспоминает актер Вениамин Смехов. – Но я был свидетелем нервных, сложных шагов Губенко, срывов и успехов на пути к возвращению Любимова. У Николая было множество звонков и визитов в ЦК и в МИД. Помогали мидовцы Анатолий Ковалев и Анатолий Адамишин, а также референты Михаила Горбачева и Александра Яковлева. Помню, что почти все члены политбюро были против, но их авторитет тогда перевесили Горбачев, Яковлев и Эдуард Шеварднадзе. Тогдашний министр культуры СССР, сочувствуя усилиям Губенко и рассматривая подписи ведущих деятелей искусства и науки под обращением в ЦК, сообщил по секрету о другом письме – других ведущих деятелей культуры. Они сигнализировали, что приезд Любимова «повредит перестройке в СССР».

Другой актер Театра на Таганке – Леонид Филатов – рассказывал: «В тот первый приезд Любимова мы устроили ему грандиозный прием. Достали все, чего в Москве тогда было не достать, из кожи вон лезли. Входит Любимов, крайне скептически осматривает все это великолепие. Мы просим что-нибудь написать по случаю возвращения. Он пишет на карточке: "Хорошо живете". Такой был подход».

Все десять дней своего частного пребывания в Москве Юрий Любимов жил на квартире Николая Губенко на Фрунзенской набережной.

Многие прослезились

В один из вечеров в Большом зале Дома актера на улице Горького (потом это здание погорело и его перестроили) устроили встречу именитого режиссера с творческой интеллигенцией. Билеты на то мероприятие не продавались, пригласили только своих, но зал был битком.

– Юрий Петрович был на сцене, рассказывал о том, как жил за границей, истории про драматурга Николая Эрдмана или про Владимира Высоцкого, отвечал на вопросы, – продолжает Юрий Феклистов. – А потом он спустился в зал пообщаться с гостями вечера поближе. На фотографии за его спиной стоит тогда еще восьмилетний сын Петя и рядом сидит супруга Каталин. А еще можно разглядеть актрису Юлию Борисову (слева). На заднем плане – сидит Михаил Жванецкий, стоит Булат Окуджава. Помню, там еще были, но не попали в кадр Сергей Юрский, Зиновий Гердт и многие другие известные люди. Потом многие из них собрались в кабинете у тогдашнего директора Дома актера Маргариты Эскиной и пили чай.

Чуть левее сзади Любимова сидит театральный администратор Михаил Белоцерковский.

– Приезд Любимова вдохновил всю труппу театра. Были большие надежды на светлое будущее. И когда моя жена – актриса Таганки Катя Граббе – сказала: «Поедем в Дом актера на встречу с Любимовым», мы немедленно поехали, – вспоминал Белоцерковский. – Мы впитывали каждое его слово. Неважно, что он говорил. Главное, что Юрий Петрович был с нами, здесь. Мы были счастливы! Многие прослезились.

В глубине этой фотографии можно узнать народную артистку СССР Людмилу Касаткину вместе с ее сыном Алексеем.

– Все радовались его приезду и понимали, что скоро он вернется в страну, – делится с нами Алексей. – Поэтому, когда нас пригласили в Дом актера на встречу с Юрием Петровичем, мы с удовольствием пошли. Подробные детали того вечера уже не вспомню, но ощущение осталось приятное. Мы с родителями вообще любили бывать в том старом Доме актера. На фото – Окуджава, которого вся наша семья уважала.

С будущей женой – венгеркой Каталин – режиссер познакомился в 1976-м, когда Театр на Таганке приехал в Венгрию на гастроли. Потом Каталин прилетела в Москву как корреспондент журнала. А в 1978 году 61-летний режиссер и 32-летняя Каталин поженились. Ради него она бросила мужа. Через год у них родился сын Петр. Есть разные версии, почему Любимова лишили советского гражданства. Одна из них – что режиссер, когда в 1984 году ставил в Лондоне спектакль «Преступление и наказание», дал интервью газете «Таймс», где осуждал советскую цензуру, которая мешает ему ставить спектакли. И власти наконец-то нашли повод избавиться от неугодного человека. Въезд в Советский Союз запретили. Даже квартиру отняли. Гражданство ему вернули в 1989-м, и он снова стал худруком Театра на Таганке.

По Таганке бродят танки

Но тут же у него произошел конфликт с Николаем Губенко. Юрию Петровичу не понравилось, как тот переделал его спектакли. Начались бесконечные собрания труппы, где все ругались. Например, однажды Губенко на собрании коллектива сказал:

– Вы растоптали те десять дней нашего счастья, которое мы все испытывали и вместе с нами вся театральная общественность. После этого я беру театр, восстанавливаю все ваши спектакли, исключительно, с огромным уважением относясь к вашему замыслу. Мы вводим в спектакль «Владимир Высоцкий» вас лично, ваш голос, расширяем тему вашего отсутствия, мы делаем все, чтобы воздействовать на общественное сознание, чтобы вы вернулись. Испания. Разговор с вами, слезы счастья от возможности, что вы можете вернуться, встреча с труппой – это все были акции величайшей преданности коллектива вам. Вы пошли на это. Вы сами при мне в 45-минутной беседе с Лукьяновым (Анатолий Лукьянов – председатель Верховного Совета СССР. – Ред.) подписали документ, где первыми словами было конкретно: «Буду искренне признателен, если Верховный Совет рассмотрит вопрос о возвращении мне гражданства».

На что тогда Любимов ответил:

– Я думаю, наши пререкания не надо слушать никому. Потому что это неправда. Я могу вспомнить другое, но это я вам скажу наедине.

Известно, что Театр на Таганке тогда разделился на две труппы. А в 2011 году после конфликта со своими артистами Любимов объявил о своем уходе с поста худрука.

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №09-2021 под заголовком «Десять дней, которые не спасли Любимова».

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика