"Мы, дети станции Зоо": фальшиво-гламурная жизнь наркоманов
Sobesednik – о новом сериале в онлайн-сервисе Amazon о немецких подростках, подсевших на героин
Западный Берлин, 70-е. Несколько подростков посреди ночи кружатся на цепочном аттракционе с яркой иллюминацией, упиваясь недлительным наркотическим трипом и мгновениями юности, когда тебе 14 и весь мир, кажется, у твоих ног.
Кристиана терпит насмешки в классе, переживает первую неудавшуюся влюбленность и видит, как брак ее родителей с каждым днем трещит по швам. Школьная звезда Стелла надеяться, что ее мать излечилась от алкогольной зависимости, и становится жертвой изнасилования клиентом их бара. Жизнь кукольной Бабси из высшего общества проходит под четким присмотром ее авторитарной бабки. Долговязый Михи любовно поглядывает на своего друга Бенно, пока тот пытается спасти любимого пса. Алексис усердно трудится на заводе и мечтает вместе с Кристианой попасть на концерт своего кумира Дэвида Боуи. Несмотря на разный социальный бэкграунд, у всех героев есть общая цель – достать денег на очередную дозу наркотика.
Вокзал «Зоологический сад» – важный транспортный узел Берлина. В 1952 году он стал единственным транспортным узлом дальнего сообщения, а в 1970 – главным местом для сбора подростков-наркоманов, зарабатывавших деньги проституцией. Зоопарк, находившийся неподалеку от станции, был окружен стеной, что явилось своего рода символом Западного Берлина – жизнь в городе была похожа на огромную клетку, в которую заперли множество людей.
Контркультура 60-х, особенно ярко выраженная в «молодежной революции» и движении хиппи, проявлявшем интерес к экспериментам над сознанием и запрещенным веществам, привела к большим наркотическим проблемам. В 1970-х 13-летняя Кристиана Фельшеринов и ее друзья подсели на героин. Позже, сумевшая, в отличие от многих, выжить, девушка дала интервью журналистам из «Штерна». Ее рассказ послужил основой для книги «Я, мои друзья и героин», вышедшей в 1978 году и моментально оказавшейся бестселлером.
В 1981 произведение экранизировал Ули Эдель. Мрачная малобюджетная картина о потерянном поколении Берлинской молодежи приобрела статус культовой, хотя ее обвиняли в изображении Западного Берлина как города секса, наркотиков и экспериментальной музыки. Во многом употребление Кристианой запретных веществ рассматривалось как отражение людей, застрявших в городе, который был изолирован от остальной Германии.
С тех пор многое изменилось: Берлинская стена давно рухнула, уровень жизни в Германии повысился, однако тема злоупотребления наркотиками и подростковая проституция до сих пор не теряет своей актуальности.
В 2021 году платформа Amazon Prime Video выпустила свою версию произошедшего с детьми со станции Зоо. В сериале Филиппа Кальдебаха действие все так же разворачивается в 70-х годах, но это уже не играет роли. Создатели намеренно размывают временные рамки, чтобы сделать историю максимально универсальной – треки Дэвида Боуи перемежаются с хитами последних лет, подростковый язык начинен сленговыми фразами обоих эпох, а сам город совершенно не выглядит обойденным цивилизацией. Если в версии Эделя Берлин наркозависимой молодежи заключался в бесприютных подземных переходах, серых улицах и подъездах, от которых выть хочется, то город Кальдебаха переполнен яркими красками и огнями, в котором депрессия, кажется, в принципе невозможна.
По тону повествования «Дети станции Зоо» больше напоминают итальянский сериал «Малышка» о школьниках, добывающих себе деньги с помощью детской проституции, или нашумевшую «Эйфорию» о 17-летней Ру, употребляющей психотропные вещества. Здесь нет некрасивых героев. Все выглядят так, будто сошли с обложек модных журналов. Напомаженные лица, идеальные укладки явно не соответствуют образу подсевших на иглу подростков, вынужденных оказывать разного рода секс-услуги, чтобы обеспечить себя очередной дозой. Эпизоды «употребления» больше гламурные, чем отторгающие, что явно не идет на пользу столь опасной теме. В общем, в безысходное положение подростков (за исключением, может быть, Стеллы) верится с трудом, а вот необоснованной духоподъемности тут с достатком, что напрочь отсутствовало в оригинальной версии.
С другой стороны, сериал более подробно описывает печальные события 70-х и не теряет связь с семейной проблематикой, которая, в общем-то, и вынуждает героинь пойти во все тяжкие, а родителей – еще раз задуматься, достаточно ли внимания вы уделяете вашим детям. Большой плюс видится и в том, что авторы не прибегают к морализаторству. Впрочем, будем надеяться на благоразумие современной молодежи – нам еще со школьной скамьи твердят, что эксперименты с наркотиками никогда не приводят ни к чему хорошему.