"ДНК": Чьих кровей будете?
Sobesednik.ru – о новом фильме Майвенн, в котором героиня прощается с дедушкой и ищет себя
Sobesednik.ru – о новом фильме режиссера Майвенн, в котором героиня прощается с почившим дедушкой и ищет себя.
Главная героиня Нэж с прической, макияжем и розовым платьем в горох, как у Эми Уайнхаус, безумно любит своего дедушку и после его смерти впадает в депрессию, перемежающуюся с маниакальным желанием утвердить свою культурную идентичность.
Участвовавший в войне за независимость Алжира, но вынужденный в итоге эмигрировать во Францию Эмир Феллах стал единственным связующим звеном между всеми членами семьи, которые находятся в постоянной конфронтации друг с другом и считают себя больше французами, чем кем-либо еще.
По признанию режиссера Майвенн («Мой король», «Полисс»), чьи корни имеют в себе вьетнамское и алжирское происхождение, лента «ДНК» стала самой личной во всей ее фильмографии. Ее альтер-эго в лице Нэж проходит сомнительный ДНК-тест, изучает историю страны своего деда и в итоге решает подать документы на получение гражданства. Фоном зрителю показывают ее нелегкие взаимоотношения с холодным отцом и токсичной матерью, которую героиня любит и ненавидит одновременно.
Еще у Нэж есть дети, но во второй части фильма они будто бы испаряются, пока мать пытается отыскать свое прошлое, страдает анорексией и счастливо уезжает в Алжир. В дополнение к этому факту недоумение вызывают и запутанные связи внутри семьи: кто кому приходится, до конца зрителю выяснить так и не удается.
Однако стоит Майвенн отдать должное: сцены со словесными баталиями выходят у нее проникновенно и легко сочетают в себе трагическое и комическое. Герои спорят о том, дубовый или картонный гроб использовать для кремации, нужно ли надевать на усопшего традиционный мусульманский балахон и стоит ли хоронить атеиста в мечети.
Режиссер любит импровизировать и потому главным элементом эстетики картины Майвенн предстают актеры с их эмоциями и спонтанными репликами. Подобный подход работы с материалом напоминает фильмы одного из важнейших представителей независимого кино Джона Кассаветиса, чьи элементы импровизации в ленте ухватывали поэзию мгновенной жизни, а «настоящие» эмоции актеров и создавали ткань кинопроизведения. Благодаря преобладанию в фильме крупных планов режиссер предпринимает попытку зафиксировать драму героев и проследить процесс «реабилитации» Нэж, которая в итоге испытывает долгожданный катарсис.
Отдельного упоминания заслуживает персонаж Луи Гарреля, который играет то ли бывшего возлюбленного героини, то ли ее лучшего друга. Как бы то ни было, среди спорящих и ссорящихся представителей клана Феллахов он вносит элемент легкости и беззаботности. По словам Майвенн, она долго упрашивала актера согласиться на роль и постаралась максимально показать его в ленте таким, какой он есть на самом деле. Что ж, поверим на слово.
В целом, определение культурной идентичности, интерес к своим родословным и составлению генеалогического древа сегодня растет. Если вас давно занимают подобные мысли, то «ДНК», безусловно, заденет вас живое. Главное – не переусердствовать с излишне выраженными страданиями.