Летняя квир-история, но без персиков: "Лето'85" Франсуа Озона
Sobesednik.ru рассказывает, каким получился последний по хронологии фильм французского мастера
Sobesednik.ru рассказывает, каким получился последний по хронологии фильм французского мастера.
Французский режиссер Франсуа Озон считается одним из самых плодовитых: каждый год он старается выпускать по одной работе. На его счету уже восемнадцать полномеражных фильмов, а 15 октября в Москве состоится премьера его последней на сегодняшний день ленты «Лето '85». Озон адаптирует роман британца Эйдена Чемберса «Станцуй на моей могиле», который он впервые прочитал в возрасте семнадцати лет летом 1985-го года.
Как и полагается режиссеру, вышедшему из 90-х, во многих своих работах Озон смело экспериментирует с драматургаей. Композиция его картин часто нелинейная, и новый фильм не является исключением. Через воспоминания, демонстрирующие идиллическое прошлое, и мрачное настоящее француз создает две сюжетные линии: в одной мы вместе с героем окунаемся в его краткосрочный летний роман, а в другой — наблюдаем подготовку к предстоящему судебному процессу по не совсем понятной сначала зрителю причине. Видимо, центральный персонаж Алексис (Феликс Лефевр) причастен к чьей-то смерти, что и пытаются выяснить сотрудница социальной службы и учитель литературы. Мальчика просят рассказать свою историю в письменной форме, чтобы понять причину произошедшего. На Алекса письмо оказывает терапевтический эффект.
Прием ненадежного рассказчика уже использовался Озоном в его более ранней работе «В доме», где ученик Клод писал серию сочинений о жизни своего одноклассника Рафы. В случае с «Летом» он тоже вполне обоснован, ведь историю пишет подросток, впервые почувствовавший сильную любовь к кому-то, занявшийся сексом и в итоге оставшийся с разбитым сердцем. Потому пусть вас не слишком смущают резкая смена настроений героев, идиализированный образ возлюбленного Алекса Давида (Бенжамен Вуазен) или их банальные диалоги.
Лефевр и Вуазен создают ощутимую химию на экране. Однако в итоге персонаж Давида становится жертвой стереотипа о мужчинах-бисексуалах, которым тяжело находится в стабильных отношениях с одним партнером, что и является основной причиной конфликта между ним и Алексом.
Практически все фильмы Озона представляют собой парадоксальную многожанровую смесь, но в «Лете '85» смешение квир-истории и триллера кажется не совсем обоснованным. Можно было бы остановиться только на романтической составляющей и лента от этого только бы выиграла.
Кстати о романтике — летняя история рокового влечения Алекса в стиле тревожного «Талантливого мистера Рипли» разворачивается на побережье Нормандии. Морской берег — излюбленная локация режиссера и идеальная метафора поиска себя и необходимости кардинальности перемен. Именно в море в момент шторма центральный персонаж встречает Давида, который перевернет всю его последующую жизнь, именно в море он понимает, что между ними все кончено.
Снятый на пропитанную солнцем 16-миллиметровую пленку и сдобренный саундлистом с фееричными хитами тех лет фильм полностью соответствует духу своего времени и прекрасно воплощаеет ностальгический оттенок.
Это кино о наслаждении моментом и поиске себя через размышления о любви и смерти. В конце концов, секс и смерть — пожалуй, две излюбленные темы Франсуа Озона. И где, если не у него, вы еще увидите пронзительную сцену с танцующем персонажем на могиле возлюбленного под песню Рода Стюарта «Sailing»?