Нос Гришки Мелехова съела дочь Петра Глебова

Петр Глебов прославился в 42 года, сыграв 20-летнего Гришку Мелехова в «Тихом Доне». Эта роль стала самой звездной в его жизни

Фото: Петр Глебов // фото в статье: кадры из фильма "Тихий Дон" / YouTube

Народный артист СССР Петр Глебов прославился, когда в 42 года снялся в роли 20-летнего казака Гришки Мелехова в фильме Сергея Герасимова «Тихий Дон». За свою жизнь ему так и не удалось сыграть другую такую же звездную роль.

Умалчивал о дворянском происхождении

До Мелехова Петру Глебову тотально не везло. В Театре Станиславского, где он тогда работал, роли почти не давали, зарплата была мизерная. В кино доставались лишь эпизодические роли. Семью, как могла, тянула на себе супруга Глебова, которая работала художником-архитектором. Жили тогда в коммунальной квартире вместе с дочкой Ольгой, с бабушкой и няней, то есть впятером в одной комнате. Вот-вот должна была родиться младшая дочь. Петр Глебов переживал, пытался пробиться, но все было тщетно.

– Как-то Петя шел по улице и встретил своего знакомого артиста, – вспоминала вдова Глебова. – И тот ему сказал, что Герасимов собирается снимать «Тихий Дон», мол, иди к нему на пробы, там нужны офицеры, может, снимешься в эпизоде. Три рубля за смену платят. Он поехал на пробы. Сергею Аполлинариевичу понравились глаза Пети, особенно его руки, и режиссер захотел попробовать его на Гришку Мелехова.

На главную роль в «Тихом Доне» у Сергея Герасимова было двадцать претендентов, он мучился, пытаясь выбрать. Поговаривали, что скорее всего утвердят Александра Шворина – 24-летнего красавца-брюнета (он сыграл роль Марка в фильме Калатозова «Летят журавли»). Но, увидев Глебова, режиссер задумался. Он посадил актера в свою машину, и они до утра катались по Москве, беседовали и пели песни.

– Наверное, отец рассказал о себе много любопытного, – вспоминала старшая дочь актера Ольга. – Не только то, что с малых лет отлично держится в седле, что для Герасимова, безусловно, было важно, но и всю нашу сложную семейную историю, с поворотами не хуже, чем у Мелехова!  Его спрашивали: «Как вам, дворянину, удавалось играть простых мужиков?» Ну а как?! Когда ему было семь лет, умер папа. Наша бабушка осталась с пятью мальчишками на улице. Она потом вспоминала это страшное слово: «лишенка». До 15 лет Глебов прожил в деревне, на природе, поэтому умел ездить верхом на коне, косить, пахать, – рассказывает «Собеседнику» младшая дочь Глебова, Елена Петровна. – Папа в свое время умалчивал о своем дворянском происхождении. Отвечал всегда просто: отец – агроном, мама – домохозяйка. Бабушку отца – княгиню Софью Трубецкую – в свое время почитал Лев Толстой, имение которого было рядом. Есть красивая легенда, что Наташу Ростову писатель сочинял как раз с Трубецкой. Но, мне кажется, это не совсем правда. Скорее наша прабабушка стала частью собирательного образа.

Мы всегда знались с Михалковыми – ведь Никита приходится племянником Петру Глебову, правда, это родство тоже особо не афишировали. А зачем? Помню, некоторые злые языки, узнавая об этом, спрашивали: «Почему это Никита Михалков никого из вас не снимает?» Но все мы художники, и каждый имеет право на свой выбор. Никита не видел для нашего папы какой-то роли в своих фильмах, и в этом ничего плохого нет.

Если режиссер Сергей Герасимов решил для себя, что главную роль сыграет Глебов, то оператор фильма Владимир Рапопорт был против: «Я не буду его снимать! Во-первых, ему сорок лет! Во-вторых, он пришепетывает!» Еще говорил, что у Глебова не тот нос: «У Гришки должен быть с горбинкой». К тому же утвержденная на роль Аксиньи Элина Быстрицкая расстроилась: она успела свыкнуться с мыслью, что ее партнером, с которым ей предстояло много обниматься и целоваться, будет молодой красавец Шворин, и вдруг – непонятно кто, гораздо старше ее, да еще и практически дебютант в кино.

Но Герасимов настоял на фотопробах. Глебову повезло – гример Алексей Смирнов сразу проникся к нему симпатией, сделал точное попадание в образ – и чуб, и нос с горбинкой. И когда артист прошел в фуражке и шинели по студии Горького, народ в коридорах ахал: «Это же Мелехов!» Но последнее слово оставалось за автором романа Михаилом Шолоховым. Для утверждения актеров писатель специально приехал в Москву. Герасимов разложил перед ним все фото претендентов – снимок Глебова в этой колоде был последним. Михаил Александрович все внимательно изучил и указал на фото Петра Петровича:

«Вот он, казак, вот он, Григорий, которого я написал, которого я хочу видеть­».

«Папа не умел себя жалеть»

Утром 28 июля 1956 года у Петра Глебова родилась вторая дочь – Елена, а в три часа дня ему позвонили и сказали, что он утвержден на роль Мелехова. Поэтому потом Сергей Герасимов называл Елену – Алёнка-тиходонка!

– После моего рождения отец нас «выписал» из Москвы на хутор Диченский, где снималась картина, и там мы прожили полтора года, – рассказывает Елена Петровна. – Сама я не помню, но мне рассказывали один забавный эпизод. Гримеры сделали папе нос с горбинкой при помощи специального материала – гуммоза. После съемок отец скатывал гуммоз в шарик и хранил в спичечной коробке. Как-то я вытянула этот шарик из коробочки и съела. Потом весь день за мной ходили с горшочком, ждали, пока гуммоз выйдет.

Однажды этот нос Петра Глебова спас. В сцене, когда русская армия настигает австрийцев, Григорий впереди конницы мчится с шашкой наголо. Эпизод снимали на булыжной мостовой, которую полили водой, чтобы пыли летело поменьше. И вот конь под Глебовым поскальзывается, падает, и артист летит через голову. Позже Петр Петрович рассказывал: «Я за долю секунды успел подумать, что, если войду головой в эти булыжники, нос придет в негодность. И это меня так напугало, что я успел сгруппироваться и принять удар на плечо». Ключицу себе он все-таки сломал.

Съемки фильма были тяжелыми для всех. На жаре 40 градусов и при свете прожекторов грим у актеров таял. Туман, который стелется над рекой, – это дым пиротехников, вместо дождя – вода из шланга пожарной машины. Но все страдания съемочной группы стоили того – фильм «Тихий Дон» сразу стал популярным у зрителей. Хотя Петра Глебова из-за того самого носа не все узнавали на улицах.

– Как-то раз папа ехал в такси, и водитель у него спросил: «Вы же артист? Да? Так я вас знаю!» Папа обрадовался: наконец-то! Чуть ли не автограф дать приготовился. А таксист продолжает: «Это же вы того пьяного водителя сыграли!» Действительно, был такой киноальманах «Родимые пятна», где в одной из новелл папин персонаж в пьяном виде сбивает пешехода. «Нам в ГАИ этот фильм каждую неделю крутят», – объяснил таксист, – рассказывает Елена Глебова.

И хотя Петр Глебов сыграл в кино более пятидесяти ролей, запомнили его лишь по Гришке Мелехову. Актер переживал, пытался перебороть своего героя. В свое время мечтал сыграть Емельяна Пугачева и даже пробовался на эту роль в фильме Алексея Салтыкова, но утвердили Евгения Матвеева.

Спустя много лет после выхода «Тихого Дона» генеральный секретарь Брежнев, посмотрев фильм, поинтересовался: «Кто этот артист и что он имеет? Народный РСФСР? Надо дать ему следующее звание – народный СССР! Воевал? Ушел на фронт добровольцем? Орден Ленина ему лично от меня!» И в тот день в новостях объявили сразу о двух государственных наградах Петру Глебову.

– Папа не умел себя жалеть, – делится с нами Елена Глебова. – Обследовав его, врачи от удивления развели руками: «Мы вообще не понимаем, как он до сих пор жив!» Настолько изношен был его организм. Какое там лечить насморк, когда он боль в сердце ерундой считал?! Накрахмаленная рубашка, галстук, гитара – и вперед. Последний концерт дал 7 марта 2000 года, 24-го попал в реанимацию, а 17 апреля его не стало.

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №30-2020 под заголовком «Нос Гришки Мелехова съела дочь Петра Глебова».

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика