"Туннель": холодный и размеренный фильм-катастрофа из Норвегии

Sobesednik.ru — о картине норвежского режиссера Пола Ойе, премьера которого в России была перенесена из-за коронавируса

Фото: Кадр из фильма "Туннель" // Фото в статье: скриншоты с YouTube

Норвегия. Предрождественская суета. Люди отсиживают рабочий день в офисах, либо ждут дома своих близких. Кто-то спешит домой, чтобы побыстрее оказаться в кругу семьи, а кто-то по долгу службы вынужден отбывать смену, перевозя из одной точки в другую очередной груз. Они преодолевают непогоду и непроглядные туннели (их в Норвегии более 1100), дороги в которых рабочие едва успевают очищать от снега. Одному из них суждено стать тюрьмой для группы людей, которые будут вынуждены бороться за жизнь, находясь меж двух стихий.

По-видимому, Пол Ойе, в послужном списке которого три хоррора, решил на время отойти от жанра ужасов и удариться в драматичное кино, да еще и по реальным событиям. Его новая картина основана на ряде событий, в основе которых лежат восемь крупных пожаров в туннелях, где не оказалось аварийных выходов, а люди были вынуждены выживать, полагаясь на собственные силы до приезда спасателей. 

Вопреки ожиданиям, «Туннель: Опасно для жизни» совершенно не похож на голливудское динамичное кино о катастрофах, к которому привык российский зритель. Примерно четверть хронометража фильм медлительно раскачивается, перебрасывая внимание зрителя то на кипящую жизнь в округе Вик, то на снегоуборочную пожарную станцию, то на городскую таверну, то на центр оповещений о тревоге, то на восточный въезд злосчастного туннеля, то на западный, то снова на восточный. Тревога накатывает, ожидание секунды, в которую придет «смерть», тоже. Фильм словно играет в лотерею, выбирая место, время и участников действа.

Роковой час прогремел. Полусонный водитель бензовоза не справляется с управлением и в двух-трех километрах от въезда с востока врезается в стену, преграждая путь следом идущим машинам. Время идет, до официального закрытия туннеля машины продолжают прибывать. Но когда одна проблема оказывается решена, возникает вторая – злосчастная фура взрывается, опаляя близ находящихся людей. Остальные оказываются отрезаны от обоих выходов из-за огня и обрушившейся с другой стороны снежной глыбы. 

В этот момент ты ожидаешь массовой истерии, провоцирующей еще большие жертвы, дополнительных стихийных препятствий или иных осложнений, обеспечивающих экшн и бурную волнообразность сюжета. Однако картина куда более спокойна. Ойе демонстрирует операцию, которая, несмотря на малочисленную группу спасателей, относительно отлажена. Помимо стихийного фактора, она осложняется только волокитой среди начальства. В этом плане фильм, к слову, вполне внимателен к деталям. Сотрудники центра стараются до точности высчитать место и время аварии, дождаться подтверждения очевидцев, перепроверить наличие пожара.

То, что происходит внутри, также не соответствует ожиданиям. Но это - ни хорошо, ни плохо. Просто иное развитие событий и поведение людей в экстремальной ситуации, нежели то, что мы привыкли видеть в большинстве фильмов о катастрофах. Кто-то погибает от удушья, кто-то в панике попадает под колеса автомобиля, кто-то теряет своих детей, немногие впадают в неуправляемую истерию. Но в целом мы видим способность людей взять себя в руки, не поддаваться животным инстинктам и прибегать к взаимовыручке. Кто-то может счесть это за скуку. Да, экшна, истерии и смертей в «Туннеле», действительно, мало. Но это — одна из сторон жизни. Не всегда аварии и спасательные операции заканчиваются масштабными людскими потерями, а люди не всегда проявляют дикость и разобщенность.

Атмосферу Ойе создает самую что ни на есть скандинавскую. Холодные тона, уютные кофейни и рождественские украшения. Белая гладь, сливающаяся с горизонтом, метель и холодный воздух. Внутри туннеля на смену приходит клаустрофобия и удушье, но умеренные, без перегиба или попыток создать из ничего сцены с трагедией или паникой. Хотя, признаться, хотелось больше концентрации на том, как отдельные люди физически и психически переживают ситуацию. 

Отрадно было увидеть в главной роли живого и здорового Торбьорна Харра, который весьма плохо «закончил» в «Викингах», подвергнувшись ужаснейшей процедуре под названием «кровавый орел». Скандинавец с благородными и слегка суровыми чертами лица сыграл спасателя Стейна, вынужденного спасать не только посторонних людей, но и собственную дочь. Девочка отправилась праздновать Рождество в Осло к бабушке, обидевшись на отца за его назревающий роман и осквернение памяти матери, с чьей смерти прошло уже три года. В этом плане драматургия несколько притянута за уши, под конец всплывает чересчур нарочитый героизм, а конфликт разрешается при помощи укоренившейся морали о том, что надо ценить близких, пока те живы, и путем принятия смерти близкого через стрессовую ситуацию. Впрочем, скепсис это вызывает лишь в конце, а до этого наблюдению за процессом мало мешает.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика