Уроки истории Сергея Минаева: говорящая голова или правильный формат учебника
Писатель Сергей Минаев, автор романа «Духless», выпускает на своем YT-канале образовательный проект «Уроки истории»
Писатель и публицист Сергей Минаев, автор знаменитого романа «Духless», начал выпускать на своем YT-канале образовательный проект «Уроки истории». Это достаточно длинные (около часа) видео с незначительными вкраплениями выходов ведущего «в поле», рассказывающие простым языком о значимых исторических событиях.
В обзорах Сергей Минаев умеренно матерится, проводит сдержанные параллели с сегодняшними реалиями и активно рекламирует виски — ну а куда в YT без рекламы? Первый выпуск, посвященный «Восстанию декабристов» собрал больше 400 тысяч просмотров за два месяца, второй, об «Опричнине Ивана Грозного», — перевалил за 200 тысяч уже за неделю.
Sobesednik.ru решил показать эти видео эксперту, который «в теме» с точки зрения как истории, так и образовательного процесса. Нашим собеседником стал российский историк, специалист в области социально-политической истории XX века и ректор ГАУГН Денис Фомин-Нилов. У него мы поинтересовались, может ли такой формат с привлечением медийных персон популяризировать историю среди студентов и школьников.
- Денис Валерьевич, и как вам в целом сюжет?
- Честно говоря, в современных условиях просмотреть такие выпуски до конца смогут очень «редкие» и «особые» люди. Долгие и разговорные жанры похожи на «лонгриды», которые сегодня привлекают внимание все меньшего числа людей. Только из уважения к журналистскому запросу я потратил время, включил повышенное внимание и смог досмотреть до конца лишь одну «лекцию» господина Минаева.
- Не хватает экшена?
- Для того, чтобы удерживать внимание аудитории более 15 минут, необходимо использовать совсем другой формат. Любой учитель истории в школе знает, что через 10 минут «фронтальной» лекции внимание слушателей теряется, и дети полностью переключаются на что-то более для них интересное. Именно поэтому нужен формат диалога с аудиторией, которого в этих выпусках быть не может. Студенты высших учебных заведений более подготовлены для лекционного формата, но и в этом случае КПД был достаточно невысокий во все времена. Уровень внимания и восприятия повышался за счет обязательного конспектирования. Студент слушал, записывал, а потом перечитывал при подготовке к экзамену или зачету.
- Ну а «свойская» манера повествования, «фишечки» для привлечения внимания?
- Попытки привлечь внимание слушателей периодическими ненормативными или нестандартными словами, выпивкой и так далее хорошо известны, но также быстро утомляют зрителей. Хотел бы обратить внимание автора проекта, что слушателям очень не нравится, когда профессор, лектор или учитель заглядывает в свои личные конспекты, чтобы вспомнить, о чем необходимо еще сказать. В целом такая видеолекция является типичным примером продолжения бумажно-книгопечатной культуры, подразумевающей долгие тексты. И раскрывает этот формат знания и личные представления автора. Да, обычным людям легче послушать или посмотреть, чем читать, и это подогревает определенный интерес к ТВ- и видеоформатам. Однако по своей сути длинные рассказы-повествования на заданную тему мало отличаются от долгого книжного нарратива.
- Хорошо, а с точки зрения исторической правды, в лекциях все «чисто»?
- На самом деле больше всего раздражали фразы про «русские традиции», «русское людоедство» и т.п., что конечно является искажением исторической правды, отражает личные и нередко слишком критические взгляды на русский народ и нашу культуру. И да, среди творческой интеллигенции такие интерпретации популярны и распространены.
- А самим силами вуза попробовать такой формат не хочется? Чтобы без интерпретаций и искажений…
- Вы знаете, еще в 2006 году в рамках конкурса Национального фонда подготовки кадров по подготовке инновационных учебно-методических комплексов, наш Университет в партнерстве с Институтом всеобщей истории РАН предлагал формат кратких 15-минутных видео-лекций/рассказов по разным историческим сюжетам в исполнении лучших ученых-историков. Но мы тогда были подвергнуты острой критике со стороны экспертов, которые заявляли, что «говорящие головы» утомляют и ничего инновационного не имеют.
- Как тут как в книжном нарративе, прошло 15 лет...
- Сетевые цифровые технологии действительно позволяют выходить на совсем другие формы распространения исторического знания и его популяризации. Тем не менее, на мой взгляд, длинные видеоформаты вполне имеют право на существование и будут находить своих «фанатов», которым «по приколу» или «от нечего делать» будет интересно послушать про историю в исполнении симпатичных или интересных им деятелей культуры. Однако это скорее делается для того, чтобы послушать или посмотреть на своего «кумира».