Фото с историей. Как Солженицын поссорил Вишневскую с Образцовой
На этой фотографии две звезды мировой оперной сцены – уже знаменитая Галина Вишневская и еще начинающая Елена Образцова
На этой старой фотографии две звезды мировой оперной сцены – уже знаменитая Галина Вишневская и стоявшая в начале пути Елена Образцова. Многие знают о непростых отношениях между великими певицами, но тогда, 55 лет назад, они были педагогом и ученицей.
Примы – состоявшаяся и будущая
В конце 1964 года в Большой театр приехала съемочная группа «Новостей дня» – кинохроники, с которой начинался каждый сеанс в советских кинотеатрах. Прежде чем показать фильм, зрителям демонстрировали документальную 10-минутку о жизни в СССР, в том числе культурной. Начало работы над фильмом-оперой «Катерина Измайлова» было большим событием: музыка и сценарий – Дмитрия Шостаковича, режиссер – Михаил Шапиро (снявший «Золушку» с Яниной Жеймо), в роли Катерины – народная артистка РСФСР Галина Вишневская.
Будущий фотохудожник Анатолий Ковтун, автор снимка, приехал тогда в Большой в качестве ассистента оператора. Он вспоминает, что репетиция была ненастоящая – ее организовали специально, чтобы записать материал для кинохроники:
– Как таковая работа над фильмом, по-моему, еще даже не началась – картину вообще снимали в Ленинграде. Все происходило в одной из артистических гримуборных. После съемки Вишневская переоделась в обычную одежду и уже собиралась уходить, как вдруг кто-то сказал, что пришла Елена Образцова. Они сели и разговорились. Я стал фотографировать. Признаться, кто такая Образцова, я тогда еще не знал. Но было понятно, что передо мной две примы – уже состоявшаяся и будущая. Несмотря на разницу в положении, они общались совершенно на равных: Образцова – без заискивания, Вишневская – без высокомерия. Хотя все знали, что характер у нее трудный, что она бывает прямой и жесткой, и обидеть может, и отбрить кого угодно. Я, например, слышал на репетиции, как жестко она ответила режиссеру на его замечание: мол, нет, по-другому я не буду. Очень удивился – такое редко можно было услышать.
Шифр императрицы
Сначала беседа, как вспоминает Анатолий Ковтун, была «сугубо по делу» – певицы обсуждали творческие дела. А потом Елена Образцова увидела у Галины Вишневской красивое кольцо и заинтересовалась. Разговор, такой же живой, полностью сменил тему.
– Они стали общаться уже не как певицы, а как две красивые женщины – говорить о колечках, – рассказывает автор снимка. – На Вишневской в тот день были очень интересные украшения.
Галина Павловна любила драгоценности, умела их носить, знала в них толк. Они с Мстиславом Ростроповичем были коллекционерами произведений искусства, скрупулезно собирая их по всему миру – в первую очередь шедевры русской живописи, фарфор, предметы интерьера, ювелирные изделия. Покупали, как рассказывала сама Вишневская, не из-за ценности вещей, а чтобы любоваться ими. В 2018 году, уже после смерти певицы, больше трехсот предметов из семейного собрания Вишневской и Ростроповича были выставлены на аукционе Sotheby’s. Среди них украшения – такие, например, как шифр (бриллиантовый знак, который носили фрейлины) с инициалами императрицы Александры Федоровны.
Опальная опера
Роль Катерины Измайловой Вишневской предложил сам Дмитрий Шостакович, и она с радостью согласилась. Вот как она сама писала об этом в книге «Галина. История жизни»: «Моему ликованию не было границ: я столько лет мечтала создать образ Катерины, что это стало смыслом, целью моей жизни. И если бы в то время мне сказали, что она будет моей последней партией и после нее я перестану петь, я бы на это пошла. Я тогда переживала трудный период моей жизни: умер в 1964 году А. Мелик-Пашаев, и я на долгое время потеряла всякий интерес к Большому театру. Поэтому приглашение Ленинградской киностудии явилось для меня творческим спасением. Я взяла в Большом театре отпуск на весь сезон и жадно кинулась работать над долгожданной ролью».
Фильм вышел на экраны в 1966 году. Это была вторая редакция оперы – первоначальную запретили еще в 1936-м. Ее ставили на Западе, но в советских театрах, а потом и на киноэкранах «Катерина Измайлова» появилась, лишь когда Дмитрий Шостакович отредактировал оперу.
Первый вариант «вернули к жизни» в 1978 году в Великобритании. Интересно, что сделал это вместе с Лондонским симфоническим оркестром Мстислав Ростропович, в то время уже переживший гонения и не без труда получивший разрешение выехать с семьей из СССР. В том же 1978 году Ростропович и Вишневская были лишены советского гражданства и всех государственных наград. В обстоятельствах, вынудивших супругов покинуть страну, определенную роль сыграли их коллеги, в том числе, как утверждала Галина Павловна, Елена Образцова.
Простила, но не забыла
Образцова и Вишневская познакомились летом 1962 года во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Хельсинки. Елена Васильевна тогда была студенткой Ленинградской консерватории, Галина Павловна – народной артисткой РСФСР, членом жюри вокальных конкурсов. Знакомство переросло в наставничество: как вспоминала Вишневская в своей книге, по просьбе Образцовой она начала заниматься с ней вокалом, чтобы помочь избавиться от недостатка, который мешал ее прекрасному голосу раскрыться в полную силу. Уже в следующем году 25-летняя Образцова дебютировала на сцене Большого театра с партией Марии Мнишек, а еще через год стала его солисткой.
– На фотографии она как раз в то время, когда только окончила консерваторию и была принята в труппу Большого, – рассказывает Анатолий Ковтун. – Надо сказать, что это если не единственный, то один из немногих снимков, на котором Галина Вишневская и Елена Образцова вместе и между ними добрые отношения. Через несколько лет произошли события, после которых две великие певицы стали чуть ли не врагами.
Мстислав Ростропович и Галина Вишневская дружили с Александром Солженицыным и поддержали его, зимой 1969 года пригласив больного и уже опального писателя жить и работать в свой дом в подмосковной Жуковке. Ростроповичу настоятельно советовали – в том числе на высшем уровне – избавиться от жильца, но он отказывался. Потом было его открытое письмо в Союз писателей, откуда был исключен Солженицын, а после присуждения писателю Нобелевской премии – еще одно письмо в его защиту, разосланное в советские газеты. У семьи начались неприятности – отменялись концерты и съемки, ограничивались не только зарубежные поездки, но даже творческие встречи на родине, Вишневская пропала с ТВ и радио. Ударом для нее стало предательство коллег: в 1974 году группа артистов, в числе которых была Елена Образцова, обратилась в ЦК КПСС, после чего была отменена запись оперы «Тоска» с участием Ростроповича и Вишневской. Это стало последней каплей: супруги написали заявление на выезд из СССР.
Елена Образцова причастность к травле отрицала. В одном из интервью она рассказывала, что отказалась от предложения подписать письмо против Солженицына, а поход в ЦК был связан с желанием восстановить справедливость – «Тоску» тогда одновременно записывали сразу две группы артистов, – а не навредить коллегам. Галина Вишневская в это не поверила. Много лет спустя она говорила, что всех простила, но ничего не забыла.
– Когда Вишневская и Ростропович вернулись в Россию, Галина Павловна открыла тут школу оперного пения, была все время на виду.
Неудивительно, что однажды судьба их с Еленой Васильевной свела, – рассказывает Анатолий Ковтун. – К сожалению, я не был на мероприятии, где это произошло, но спросил людей, которые там присутствовали, как они встретились. Мне сказали, что все прошло немного натянуто, но они пообщались. Наверное, время все-таки лечит.
***
Материал вышел в издании «Собеседник» №8-2020 под заголовком «Как Солженицын поссорил Вишневскую с Образцовой».