"Невидимая жизнь Эвридики": драма о женщинах, независимости и силе духа
На II Международном авторском фестивале кино внимание многих привлекла эта бразильская картина со злободневной тематикой
На II Международном авторском фестивале кино внимание многих привлекла эта бразильская картина со злободневной тематикой.
Рио-де-Жанейро, 50-е годы. Две сестры Гида и Эвридика живут под одной крышей с консервативными родителями и мечтают о будущем: Гида — о свободе и романтических отношениях с некогда очаровавшем ее моряком из Греции Йоргосом, Эвридика — об учебе в Венской консерватории. Однако планам девушек не суждено сбыться.
Картина «Невидимая жизнь Эвридики» стала второй совместной работой режиссера Карима Айнуза и продюсера Родриго Тахейро после драмы «Серебряная бездна». Мировая премьера ленты состоялась на Международном Каннском кинофестивале 20 мая 2019 года, где завоевала главный приз в секции «Особый взгляд». В России премьера состоится 5 марта 2020 года.
Фильм создан по мотивам одноименного романа бразильской писательницы и журналистки Марты Батальи, критикующей патриархат. В процессе написания сценария режиссер разговаривал с женщинами возраста от 70 до 90 лет и спрашивал их об их личной жизни, браке и сексуальном опыте.
139-минутная «Невидимая жизнь Эвридики» — это своего рода бытовая романтическая эпопея. В свое время такой тип мелодрамы был характерен для Райнера Вернера Фассбиндера, и бразильская лента Айнуза имеет сходство с немецкой «Мартой», где с помощью бытовых коллизий, акцента на чувства и переживания режиссер исследовал «невыносимый ужас бытия». Бразилец также обращается к самому легкочитаемому и универсальному жанру, но демонстрирует его с характерной тропической живостью и более свободным подходом к повествованию.
Лента открывается сочными кадрами тропического леса и вершины горы, окутанной ярко-красной облачной дымкой, как бы подтверждая звание «тропической мелодрамы». Насыщенная цветовая палитра добавляет истории жизненной энергии, а высокозернистая пленка — близости к героям и документальности в манере повествования.
Временами картина вызывает ассоциации и с фильмами Альмодовара. Как и испанский режиссер, Айнуз превращает повествование в наблюдение за сменой эмоций и состояний своих героинь. Вот Эвридика в телесном платье в цветок на фоне неестественно ярких синих штор полностью отдается музыке, вот она же без макияжа, со спутавшимися волосами стоит в сорочке на фоне пламени и смотрит, как горит страсть и несбывшаяся мечта ее жизни — фортепиано. Между этими двумя состояниями — огромный путь, который грамотно разыгран Каримом Айнузом не только с сюжетной, но и с визуальной точки зрения. Зритель будто следит за ядовитым, экзотическим растением, расцветающим в свете восходящего солнца, и не подозревает о вреде, который оно может причинить.
Палитра Элен Лувар, известной работой с такими кинематографистами, как Аньес Варда, Аличе Рорвахер и Кристоф Оноре, придает миру сестер Гузман богатую визуальную чувственность, которая резко контрастирует с отсутствием таковой в их личной жизни. Бразилия, показанная Айнузом и Лувар, — это страна, наполненная яркими красками: пульсирующий красный цвет запретного ночного клуба, темно-желтые бары Рио, пропитанные людским потом и телесной свободой. Но это удовольствие, доступное только мужчинам. Женщины остаются в стороне.
Режиссер окутывает зрителя присущим бразильцам чувством меланхолии, наиболее известном как «саудади». В более узком смысле это понятие можно описать как сложную смесь светлой печали, ностальгии по утраченному, тоски по неосуществимому и ощущения бренности счастья. Саудади несёт в себе оттенок благородной светлой романтики и ассоциируется с очищающей душу несчастной любовью. Параллельный монтаж жизни двух сестер, одновременно находящихся так близко и так далеко друг от друга и никогда не пересекающихся, задевает за живое. Частые письма Гиды к Эвридике передаются закадровым голосом, и по мере того, как годы, а затем десятилетия остаются без ответа, послания приобретают форму исповедального дневника.
Задают настроение происходящему на экране и классические фортепьянные произведения Фредерика Шопена и Ференца Листа в исполнении композитора Бенедикта Шифера. Кроме того, проходящая через всю картину тема взаимосвязи человека и искусства и греческие корни имени младшей сестры отсылают к переосмыслению мифа об Орфее. Режиссер показывает, что главная страсть Эвридики — музыка — оказывается неспособна спасти героиню если не от ада, то от мертвящего жизненного оцепенения.
Карим Айнуз противопоставляет жизнь Гиды, утратившей кровное родство с настоящими родителями, но взамен приобретшей «и мать, и отца, и сестру» в лице приютившей ее проститутки Филомены и сумевшей выдержать тяжелые удары судьбы, — и пустое существование Эвридики, чьи мечты похоронил консерватизм отца и мужа. Отказ Антенора понять, почему его жене недостаточно просто уметь играть на пианино дома, лаконично отражает ограниченное понимание мужчинами в то время — а во многих случаях и по сей день — женских увлечений, выходящих за рамки ролей жены, матери и домохозяйки.