Тяжба с Минкультом как продолжение проекта "Дау"
Иск Хржановского к Минкульту по поводу проката фильма «Дау» – часть его большого реалити-проекта о свободе и несвободе
В России разгорается скандал вокруг бомбического проекта Ильи Хржановского «Дау».
«Собеседник» уже не раз писал о том, как задумка фильма про советского физика выросла в революционный провокативный проект на стыке современного искусства и исследований в области психологии массового сознания. Целью режиссера было изучение феномена тоталитаризма, и сразу заговорили о том, что в России увидеть это будет невозможно. Но камнем преткновения стал не тоталитаризм. По крайней мере по официальной версии.
Илья Хржановский подал в Минкульт заявку на получение прокатных удостоверений для десяти частей своей загадочной эпопеи. Шесть частей удостоверения получили, а четыре – нет. Ведомство ссылается на то, что в них содержатся материалы, «пропагандирующие порнографию».
Минкульт, надо признать, подошел к «делу Хржановского» аккуратно. Заявлений а-ля «нашему народу такое не нужно» и посыланий режиссера в глубоко западном направлении не было. Правда, когда Илья заявил о намерении подать на Минкульт в суд, Владимир Мединский все-таки огрызнулся: «Я предлагаю создателям фильма обратиться в МВД с предложением частично переходить на красный свет».
Остается выяснить, соответствует ли красный свет по версии Мединского красному свету по версии здравомыслящего человека. И тут скорее всего 50 на 50. С одной стороны, снятый Хржановским материал вполне может попадать под категорию «порнография». С другой – понятие «пропаганда порнографии» либо вообще абсурдно, как и многое в сегодняшней России, либо по меньшей мере требует экспертной оценки. Режиссеру намекали на то, какие сцены следовало бы убрать, но он непреклонен: либо так, либо никак. И готов бороться за свою дорогу к российскому зрителю.
Усилиями сжавшего зубы Минкульта скандал с судьбой «Дау» в России будет лежать не в плоскости «чиновники-маразматики запрещают все подряд», а в более глобальной плоскости «что такое хорошо и что такое плохо». Свободолюбивому, а потому очень актуальному для современной России художнику Илье Хржановскому будет указано, что свобода не может быть абсолютной, что в любой стране мира есть те или иные ограничения, что чопорные граждане тоже имеют права – например право не видеть такую сомнительную картину, как самовыражение гражданина Павленского на Красной площади.
Другое дело, что уже не один год мы обсуждаем то, о чем достоверно судить не можем. Иск Хржановского к Минкульту – часть его большого реалити-проекта о свободе и несвободе. Скорее философского, чем юридического или политического.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №02-2020 под заголовком «Мединский разглядел порнографию».