Баллада о Светлане Светличной и Владимире Ивашове
Самая красивая супружеская пара нашего кино Владимир Ивашов и Светлана Светличная в СССР стали заложниками своей красоты
Первокурсник ВГИКа Владимир Ивашов прославился на весь мир, снявшись в военной драме Григория Чухрая «Баллада о солдате». Актриса Светлана Светличная – королева эпизода в комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» – в будущем году отметит замечательную круглую дату. Это была самая красивая супружеская пара советского кинематографа. Но, к сожалению, оба стали заложниками своей красоты. Их снимали мало. А перестройка и вовсе сломала им карьеру. Владимиру это даже стоило жизни. Он умер скоропостижно в 55 лет.
«Поцелуйтесь наконец»
Однажды на актерском факультете ВГИКа во время занятий распахнулась дверь, и в аудиторию вошли две звезды: Владимир Ивашов и Жанна Прохоренко, исполнители главных ролей в фильме «Баллада о солдате». Аудитория, ахнув, замерла. Жанна, в облегающем стройную фигуру платье, и Владимир, высокий, в строгом черном костюме, темные волосы разделяет аккуратный пробор, на щеках тень от длинных ресниц. «Бог ты мой! – восхитилась про себя Светлана, не сводя с Владимира глаз. – И кому только достанется такой парень?»
Новенькие были «второгодниками». Жанну отчислили за то, что, несмотря на запрет, снималась, а Владимир из-за съемок отстал от своего курса.
Влюбившись в Ивашова с первого взгляда, Светлана затаилась. В общежитии только и разговоров среди девчат было, что о нем, и ей нужно было следить за собой, чтобы щеки ее предательски не вспыхивали при этом. Володя в общежитие наведывался часто – к друзьям с прежнего курса.
А на занятиях Светлану поджидало другое испытание: во всех постановках партнером у нее был Ивашов. А как играть чувства, если ты вынуждена их скрывать? Володя был приветлив со всеми девушками, но держал дистанцию. Конец мукам Светланы положил однажды режиссер Резо Эсадзе. Репетировалась любовная сцена, и он, видя, что герой и героиня всё мнутся, сказал нетерпеливо:
– Ну поцелуйтесь наконец, и идем дальше!
Ивашов шагнул к Светлане, обнял, и у нее земля ушла из-под ног: «Он неравнодушен ко мне!»
Вскоре Володя признался: «Светка, кажется, я тебя люблю». Поженились после зимней сессии. Расписались в Москве, а свадьбу сыграли в Мелитополе, у родителей Светланы. Ее отец, военный, выйдя в запас, построил там дом.
– Наша свадьба прошла на Украине – в городе, где жили мои родители, – вспоминает Светлана Афанасьевна. – Мы с Володей и его мамой Евдокией Николаевной полетели на зимние каникулы домой к моим родителям в Мелитополь и сыграли там свадьбу. Конечно, я побаивалась идти в загс, волновалась. Потому что у меня даже белого свадебного платья не было. Свекровь выручила: она мне сшила костюмчик бирюзового цвета. В нем и пошла.
Соседи все высыпали на улицу, когда приехали молодые. Еще бы, ведь их посетил сам Алёша Скворцов! Ребятня сопровождала невесту с женихом громкими криками и восторженным визгом до самого порога. Свадьба гуляла три дня.
После загса молодожены вернулись домой. Родители Светличной уже накрыли праздничный стол.
– Мы были очень непосредственные, не обращали внимания на закуски, – продолжает актриса. – В этом наше счастье и заключалось. Нас поздравляло много гостей, были подарки. В основном хозяйственные. Подарили очень много ваз, вручили картины. Но с собой в Москву я все увезти не смогла, часть презентов пришлось оставить у родителей. Потому что я возвращалась в комнату в коммунальной квартире. Там не было места для подарков.
Ивашовы жили в коммуналке в одной комнате: мать, отец, Володя с братом и сестрой и Светлана. Молодые спали на полу. Вскоре у них родился Алешка.
– Мы ютились всемером. Слава Богу, хоть было место на полу, где мы спали, – вспоминает актриса. – Семья Володи очень скромно жила. Но мои родители по поводу того, что я выбрала бедного мужа, мне никогда ничего не говорили. Они в Володю влюбились даже больше, чем я в него. Все очень радовались за нас. Это сейчас девушки выбирают себе партнеров не по душе и духовной близости, а по толщине кошелька. Во многих современных семьях нет любви. Сейчас всё по расчету. Как можно на таких условиях устраивать быт, спать с человеком, заботиться о нем, скажите? Я не понимаю!
Светличная уверяет: в их паре была настоящая любовь. Она надеялась, что проживет с мужем всю оставшуюся жизнь.
«Невиноватая я, он сам пришел!»
В фильм «Бриллиантовая рука» Светличная попала случайно – отказалась сниматься в эпизоде Людмила Максакова. Тогда Светлана и предположить не могла, какую славу принесет ей этот двухминутный эпизод. Танго «Помоги мне» стало шлягером, а фраза «Невиноватая я, он сам пришел!» сделалась крылатой. Слава была несколько своеобразной: все мужчины Советского Союза влюбились в Светлану, а женщины невзлюбили шикарную блондинку в открытом купальнике. После «Бриллиантовой руки» на всех творческих встречах Светличной со зрителями был аншлаг. На одной такой встрече какая-то девушка даже в обморок хлопнулась от восторга.
В некотором роде Светличная стала заложницей фильма «Бриллиантовая рука». Ее перестали снимать, считая, что у нее «слишком западная внешность». И даже комедия «Стряпуха», в которой облик актрисы сильно опростили, не реабилитировал Светличную: клише осталось. Светлана одевалась модно и ярко: мини так мини, а если шляпа, то экстравагантная. Муж, правда, иногда возражал, если они шли вместе куда-нибудь: «Светка, может, ты наденешь вот это?» Но она предпочитала доверять своему вкусу.
Зато, когда эта красивая пара появлялась на улице Горького (Тверская), направляясь в Дом кино, поклонники окружали их плотным кольцом. Ивашов к славе относился равнодушно. Да, ему нравилось, когда в Театре-студии киноактера, на сцене которого он играл, зал, бисируя, вставал в едином порыве, и в этот момент он был, конечно, счастлив, но, разгримировавшись, становился просто Володей Ивашовым. Жили они дружно, деньги тратили с удовольствием и квартиру трехкомнатную украшали на свой вкус. В те времена ковер вешали на стену, а Ивашов со Светличной кидали на пол, потому что так «шикарнее». К ним часто приходили друзья. Ивашов был душой компании – рассказывал анекдоты, а если брал гитару, то не восхищаться им было невозможно: так, как он, никто не исполнял романсы и «Русское поле». Они завели ирландского сеттера, и Володя ездил с ним на охоту. Когда облачался в телогрейку и резиновые сапоги, становился еще интереснее. «И откуда в нем столько изыска?» – не переставала удивляться жена.
«Прости меня, Вовчик»
Через одиннадцать лет у пары родился Олежка. Ивашов снимался в Польше, и Олежке доставались и джинсы, и игрушки, каких не было у старшего брата. С Олежкой Светлане и Володе было труднее: он и из дома сбегал, скрываясь по три дня, и ленился учиться.
– Ты можешь сказать ему, в конце концов? – временами взывала к мужу Светлана, но тот таял от любви к сыну. Свободного времени, если оно было, уделял детям много.
Уравновешенность мужа временами сбивала Светлану с толку. На комплименты скуп. Новое платье не похвалит, просто посмотрит на нее с любовью – и всё, а если хорошо сыграла в спектакле, скажет: «Молодец!» Светлане этого было недостаточно, ведь свои чувства она выплескивала через край. О спектакле: «Володя, ты был великолепен!!!» Или, бывало, раскричится, а он: «Пойду, пожалуй, в спальню» – и тихо уйдет. Утром Светлану мучило раскаяние. Проснувшись, первым делом лепетала: «Вовчик, прости меня за вчерашнее…» А он ласково: «Да я тебя вчера еще простил».
Экранизация романа Лермонтова «Герой нашего времени» Станислава Ростоцкого ничего не добавила к их славе, хотя в новелле «Тамань» они были хороши: Ивашов – Печорин, Светличная – контрабандистка.
«Не оставляй меня!»
Невозможно было и без ревности. У Светланы был повод ревновать, когда Владимир уезжал в длительные киноэкспедиции. Он ревновал жену, потому что вокруг нее всегда вились влюбленные в ее русалочьи глаза мужчины. Однажды на фестивале в Акапулько Светланой увлекся немецкий журналист. Даже в посольстве знали, что он без ума от Светличной. На приеме в честь актеров Светлана, увидев, что друзья утащили мужа к своему столику, решила отомстить и тоже пошла в «свою» компанию. Володя потом не мог ее найти.
– Где ты была? – возмущался он.
– А ты меня не оставляй! – парировала она.
Светличная не скрывает, что, несмотря на сильные чувства к мужу, она периодически посматривала налево:
– Я считаю, что измену нужно прощать, – говорит Светлана Афанасьевна. – Мужчинам интересно, насколько разными бывают женщины, а женщины хотят узнать мужчин. После того как мне исполнилось 72 года, я к изменам стала относиться спокойно. Если говорить обо мне, то я своему мужу Володе изменяла, а он, мне кажется, нет. Вот и все.
Но однажды он решил ее проучить. Ею увлекся один человек, и она стала из кокетства подыгрывать ему. Муж сказал: «Светка, прекращай это». Она пропустила мимо ушей его слова. И тогда Владимир дал ей понять, что он тоже может быть любим другою, причем очень сильно. Светлана опомнилась: Володя может ведь и уйти. Их брак чуть не рухнул. После они обвенчались. Впрочем, Светлана всегда знала, что она у мужа – женщина номер один. Уже после смерти Владимира она случайно нашла его дневник, где он всего за полгода до ухода писал о своих чувствах к ней так, будто они поженились вчера.
В начале 90-х семья Светличной переживала настоящий кризис. Однажды Владимир пошел на работу и ему в метро стало плохо. Работа у него была уже не в кино и не в театре, а... на стройке. В середине 90-х их Театр-студия киноактера закрылся, а кино не снималось. Семья осталась без средств к существованию. Светлана стала торговать обувью и еще нанялась к «новому русскому» убирать квартиру. Конечно, такое унижение даром не прошло. У Ивашова с молодости была язва желудка, но потом его удачно прооперировали и о болезни постепенно забыли. И вдруг Владимир стал худеть, терять силы. А в тот роковой день вернулся домой и сразу лег.
Долго спал, а проснувшись, попросил манной каши. Светлана спросила: «Тебе в постель подать?» «Нет, я встану», – сказал он, но, поднявшись, сильно покачнулся и оперся рукой о притолоку двери.
…В реанимацию к нему не пускали. Светлана передала записку и смотрела через стекло, как Володя ее читает. Он поднял глаза, улыбнулся и, сложив из записки самолетик, пустил к ней. Этим он хотел ей сказать, что скоро будет дома. Самолетик, не долетев, спикировал на пол.
Владимир Ивашов умер 23 марта 1995 года. Через десять лет Светлану постиг еще один удар: умер Олежка. Он не нашел в жизни призвание. Торговал на рынке, потом решил жить в провинции, пристрастился к спиртному… Похоронен рядом с отцом на Ваганьковском кладбище. Старший сын Алексей не стал опорой в тяжелое для матери время, осуждая ее за мимолетный брак с бардом Сергеем Смирновым-Сокольским, потом – за отношения со стилистом Русланом Татьяниным, моложе актрисы почти на сорок лет. А она, спасаясь от одиночества, просто искала сильное плечо, но ведь второго Володи Ивашова нет и быть не может.
– Любовь бывает очень яркой сразу, а потом может угасать, – продолжает звезда. – Если говорить о нас с Володей, то у нас сначала была сильная страсть. Меня только от одного прикосновения руки Володи било током. Со временем страсть перешла в любовь. Но настоящей семьей мы себя почувствовали, когда вышла «Баллада о солдате». Мы получили двухкомнатную квартиру. До сих пор вспоминаю и думаю: «Боже мой, какие мы счастливые были в те времена!»
Светличная и сейчас называет Ивашова главной любовью всей жизни. Светлана Афанасьевна уверяет, что даже после смерти она продолжает с мужем общаться.
– Когда Володя умер, он пришел ко мне проститься, – говорит актриса. – Это случилось ранним утром, когда исполнилось сорок дней со дня его смерти. В начале шестого утра я услышала его голос. Мы не видели друг друга, только слышали голос. Мы с ним поговорили, пообщались. Володя сказал, что чемодан почти готов и он уходит. Младший сын, Олег, в тот момент был в другой комнате, и он почти сразу пришел и сказал, что папа к нему тоже приходил. Еще в тот момент очень радовалась наша собака. То есть три живых существа ощущали его присутствие. Наверное, услышав такую историю, кто-то может сказать, что я напилась. Но я была совершенно трезва. Я каждый день с ним встречаюсь. У меня в спальне есть его большой портрет. Я просыпаюсь, говорю ему: «Привет». А потом уже начинаю заниматься своими делами. Я знаю, что они там с сыном вместе и помогают мне. Я всегда нахожу успокаивающие моменты даже в плохих вещах. А когда мне плохо, говорю сама себе: «Могло бы быть и еще хуже!»