Муслим Магомаев: жизнь без мамы
Муслим Магомаев мечтал никогда не расставаться со своей мамой Айшет. Но судьба распорядилась иначе...
«За смех и за печаль, за тихое "прощай" – за все тебя благодарю». Эти строки Муслим Магомаев адресовал своей маме Айшет, с которой он так мечтал никогда не расставаться. Но судьба распорядилась иначе...
Кто и почему не позволил Муслиму жить с мамой? Что сам Муслим вспоминал о разлуке с той, которая подарила ему жизнь? Об этом – в откровенном интервью Татьяны Зайцевой, родной сестры народного артиста.
Борьба за сына
– Наша мама Айшет закончила ГИТИС в 1941-м, – начинает свой рассказ Татьяна Леонидовна. – За год до этого она познакомилась с отцом Муслима, он увез ее в Баку. Там в 1942 году родился мой брат, маме тогда было 20 лет. Она жила в Баку до окончания войны. А отец Муслима погиб за несколько дней до окончания войны… Маму после института по распределению отправили работать в театр в Вышний Волочек, в Тверскую область. Свекровь стала упрашивать маму оставить ей ребенка, потому что он помогает ей пережить смерть сына. Говорила, мол, непонятно, куда ты поедешь, да еще и с ребенком. И мама согласилась. Но каждый год приезжала в отпуск в Баку с подарками для сына. А однажды не выдержала и увезла 6-летнего сына в Вышний Волочек. Мама буквально украла его, свекровь не хотела ей отдавать ребенка. Муслим поступил там в музыкальную школу. Два года прожил вместе с мамой. Но потом она его отвезла обратно в Баку. Бабушка все время просила вернуть ей внука, говорила, что сын погиб и мальчик для нее единственная отрада. А в Вышнем Волочке некому было присматривать за ребенком. Маме приходилось оставлять его одного дома, уходя на спектакль. Однажды ребята позвали его погулять, и он вылез в форточку 2-го этажа и убежал. Мама тогда очень испугалась, что в следующий раз он может разбиться… В Баку Муслим продолжил обучение в музыкальной школе. Жил с дядей Джамалом, его женой – тетей Мурой – и бабушкой. Уже в подростковом возрасте мама снова хотела забрать Муслима из Баку, но все-таки решила не прерывать его обучение.
«Человеку трудно без матери, но в жизни без жертв не обходится»
– Муслим, конечно, хотел жить с мамой, находиться в актерской среде, но, если смотреть правде в глаза, он не получил бы должного образования в Вышнем Волочке, – рассуждает Татьяна Леонидовна.
«Я прожил в Вышнем Волочке около года. По ряду причин мне невозможно было там остаться: мать, женщина молодая, красивая, имела право на то, чтобы создать новую семью, – рассказывал Муслим Магомаев в своей книге «Любовь моя – мелодия». – Так и вышло – у нее в то время был человек, актер, который стал ее мужем, и неизвестно, как бы мы поладили с ним. Но я рад, что теперь у меня есть прекрасная сестра Таня и брат Юра, музыкант… Так что я вернулся в Баку. Помнится, как мне хотелось привести маму в наш бакинский дом. Еще в Волочке, когда мы получили письмо от бабушки Байдигюль и тети Муры, в котором они писали, что соскучились и ждут меня, я ответил, что приеду в Баку при одном условии – если со мной приедет мама: я в то время уже привязался к ней. Тетя Мура, которая сыграла немаловажную роль в моем возвращении, ответила: «Я на твоем месте не ставила бы ультиматум…» Прочитав письмо, я сказал маме: «Я тете никаким матом не писал». Она рассмеялась: «Да не матом, а ультиматум… Условие, значит».
Человеку трудно без матери, но в жизни без жертв не обходится. У нее были на меня все права, но она понимала, где и с кем мне будет лучше. Хотя мать с затаенной горечью и говорила, что она не только меня родила, но и таланты мои не от Магомаевых, а от нее, она ошибалась: мои таланты не только от нее. От нее у меня голос, от Магомаевых – музыкальность…»
«Отчима Муслим не любил»
– В 19 лет Муслим стал лауреатом Международного фестиваля в Сопоте, мама очень гордилась, – продолжает Татьяна Леонидовна. – Мама все время носила фамилию Магомаева, а после конкурса изменила ее – стала Кинжалова. Не хотела афишировать, не хотела, чтоб люди приставали с расспросами. Муслим очень стремительно набирал популярность, стал выступать на лучших мировых сценах. Мама собирала все вырезки из газет, где писали о сыне.
В 1982 году брат Муслима выступал на конкурсе «Шире круг» в Москве. После этого он не выступал на большой сцене. Муслим так решил. Мама потом спросила его, почему он так отнесся к брату. Муслим ответил, что Юрий еще «сырой». Юра обиделся и больше не рвался в Москву. Зато в Мурманске стал певцом номер один.
Надо сказать, со своим отчимом, моим и Юриным отцом, у Муслима были плохие отношения, он его не любил. Однажды брат приехал в Вышний Волочек и увидел, как тот в нетрезвом состоянии бросается на маму. Папа прошел всю войну, был контужен... Муслим после того, как увидел такую семейную сцену, категорично маме заявил: «Переезжай с детьми в Баку, тетя Мура разрешила». Но мама не переехала. Позже ее отправили работать в мурманский театр. В Мурманске я и мой брат Юра, наши дети живем и по сей день.
«Женись, и точка»
– В 19 лет Муслим первый раз женился – на Офелии. Ей было 26 лет, забеременела, и ему сказали: «Женись!» Азербайджанцы – народ такой, вы понимаете. Ну а Муслим потом на фестиваль в Сопот уехал, стал гастролировать. А она поняла, что семейная жизнь не складывается. Мама в 39 лет стала бабушкой, у Муслима родилась дочь Мариночка. Мама к ним ездила в гости в Баку, а вот Марина в Мурманске никогда не была. С ней мы встречались в Москве, когда на юбилеи брата приезжали.
Мама часто бывала в гостях у Муслима и Тамары (певица Тамара Синявская стала второй женой Магомаева, с ней он был в браке больше 30 лет, до последних дней. – Авт.). Они дома вечерами вместе пели. Тамаре очень нравилось, как мама поет. Мариночка сейчас живет в США. Мы общаемся по скайпу, не виделись больше 20 лет. Она безумно боится летать, ни разу у нас не была в гостях, приглашает нас к себе в Америку. Ее сын Алан тоже музыкант, учится игре на фортепиано.В 1995 году брат приезжал в Мурманск с концертом. Он выступал в нашей филармонии, зал был полон, многие даже стояли. Со сцены Муслим сказал: «В зале присутствует моя мама», все аплодировали ей. Муслим в тот приезд дал маме 1000 долларов, так она их хранила под подушкой.
Мамочка умерла в Мурманске в 80 лет, в 2003 году. У нее за два года случилось два инсульта. Когда мама болела, брат не навещал ее, он тогда уже сам был нездоров, у него начались проблемы с сердцем, с давлением. Но Муслим все время помогал нам, присылал деньги на лекарства, часто звонил маме. А на похороны приехать не смог. Болел сильно, потому что очень много курил, мог в день 4 пачки выкурить, отсюда и проблемы с сосудами. В 2008 году Муслима не стало. Это было очень неожиданно. Утром 25 октября он проснулся, сказал, что ему плохо, стал задыхаться. Тамара вызвала скорую, но медики не смогли ничем помочь.
Борис Андреев