Респираторы на красной дорожке: о принципиальности Венецианского кинофестиваля

Закрытие Венецианского кинофестиваля в этом году впервые оказалось под угрозой срыва из-за акции протеста экологов

Фото: Катерина Мигулина

Закрытие Венецианского кинофестиваля в этом году впервые оказалось под угрозой срыва. Когда утром я приехала в зону форума, то столкнулась с толпой полицейских, вооруженных до зубов. «Уж не случилось ли чего?!» – встревожилась я. За последние три года на фестивалях в Венеции не видела столько стражей порядка сразу. 

Фото: Катерина Мигулина

На красной дорожке перед Дворцом кино я застала толпу молодых людей в белых защитных комбинезонах и респираторах – такие используют в зараженной зоне. Ребятам удалось ворваться в эпицентр фестиваля на рассвете, пока охрана спала. Приехавшие со всех концов Италии, они решили обратить внимание властей на приближение экологической катастрофы. 

Юные экологи развесили плакаты с лозунгами в защиту природы, против климатических изменений и круизных лайнеров, заходящих в акваторию Венеции, против наплыва мигрантов… Добровольно молодежь уходить не хотела, поэтому отряду полицейских и военных пришлось поработать. И уже к обеду красная дорожка была готова принимать звезд кино. 

Венецианский фестиваль – один из самых демократичных. Даже без аккредитации – а на этот раз у меня ее не было – и без билета ты можешь спокойно войти в зону фестиваля со своей едой, техникой и даже стремянкой. Есть залы, например «Перла», куда выдаются купоны, их можно взять в биллетерии (кассах фестиваля). 

В этом году в основной конкурс фестиваля не попал ни один российский фильм. Но зато в программу «Горизонты» – вторую по статусу в Венеции – взяли фильм «Преступный человек» режиссера Дмитрия Мамулии. 

Фильм снят на грузинском языке, несмотря на то, что Мамулия – режиссер российский. Картина начинается с убийства спортсмена, но внимание приковано к случайному свидетелю, жизнь которого меняется после трагедии. Кстати, мои друзья из России, узнав, что фильм на грузинском, на просмотр не пошли. А мне удалось после показа пообщаться с режиссером Дмитрием Мамулией.

Дмитрий, ваш герой – свидетель убийства. Он видит его издалека, но затем сам становится преступником. Неужели этого достаточно для такой трансформации?

– В жизни всегда так. Смотришь хронику и не понимаешь, как это вообще возможно: «мать убила ребенка», «мужчина убил отца»... Кино и литература пытаются все эти случаи объяснять, в итоге рождается ложь. Причины поступков редко лежат на поверхности.

Главную роль исполнил Гиорги Петриашвили, охранник театрального института в Тбилиси...

– Да, в моем фильме только одна профессиональная актриса – Наталия Джугели. Все остальные – люди с улицы. С непрофессионалами сложно работать, но от актера никогда не добьешься сакрального существования. Актеры играют, а я в кино люблю быть в контакте с личностью, которая существует в роли.

Кадр: фильм «Преступный человек»

Почему Гиорги не приехал на премьеру в Венецию?

– Не захотел ехать. Мы ему позвонили и пригласили, он отказался, сказал: «Не могу, занят». 

Встреча со зрителями и журналистами проходила на грузинском и итальянском языках. Я задавала вопросы Дмитрию по-итальянски, переводчица переводила их на грузинский, Дмитрий отвечал по-грузински, переводчица повторяла по-итальянски… Абсурд, да и только. Ведь вся съемочная группа свободно владеет русским.

Кадр: фильм «Преступный человек»

Зато лучшим фильмом программы «Горизонты» впервые в истории киносмотра в Венеции стал украинский фильм Валентина Васяновича «Атлантида». События ленты разворачиваются в 2025 году, когда Донбасс вернулся в состав Украины. Ветераны военных действий не могут приспособиться к мирной жизни. Волонтеры ищут и опознают трупы погибших.  А заканчивается фильм кадрами, где главные герои занимаются любовью в грузовике среди тел солдат – русских и украинцев. 

– «Атлантида» – самое точное объяснение последствий массовой войны между Украиной и Россией, – говорит Валентин Васянович. – Самая большая проблема Донбасса – не экономический упадок, а экологическая катастрофа. Сотни шахт, из которых ранее была откачана вода, теперь заброшены и затоплены. Отравленная вода из них попадает в колодцы и реки. Через несколько лет в этом регионе не будет питьевой воды и Донбасс превратится в безжизненную пустыню, подобную Чернобылю.

Как и в фильме Мамулии, профессиональных актеров здесь практически нет – режиссер привлек к съемкам военных, реально принимавших участие в боевых действиях на востоке Украины. 

Кинокомикс «Джокер» Тодда Филлипса все называли лучшим фильмом фестиваля-2019. Супергеройское кино для массового зрителя, да еще комикс, впервые победило на престижном европейском кинофоруме. Гран-при достался фильму 86-летнего Романа Поланского за драму о «деле Дрейфуса» «Я обвиняю». Американская академия исключила Поланского из своих рядов, он стал персоной нон грата после обвинения в изнасиловании несовершеннолетней. 

– Руки я ему не подам, поздравлять с премьерой не стану, но о фильме буду судить честно, – заявила председатель жюри основного конкурса, аргентинский кинорежиссер Лукресия Мартель. И слово свое сдержала.

Однако директор Венецианского фестиваля Альберто Барбера высказался так: «История искусств знает много художников, совершивших то или иное преступление, но мы все равно восхищаемся их работами».

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика