"Преступление Сталина перед искусством": выставка коллекций Щукина и Морозова

Открылась выставка знаменитой щукинской коллекции живописи, которую, вероятно, полностью мы видим в последний раз

Фото: Знаменитый «Танец» Матисса // фото: агентство «Москва»

В ГМИИ имени Пушкина открылась выставка знаменитой щукинской коллекции живописи. Весьма вероятно, что мы видим ее в последний раз в более-менее полном составе на одном пространстве. 

70 лет назад Сталин уничтожил Музей нового западного искусства, где хранились коллекции купцов Щукина и Морозова, и с тех пор это крупнейшее мировое собрание импрессионизма – от Сезанна и Моне до Гогена и Ренуара – «расформировано» между Москвой и Петербургом, между Пушкинским и Эрмитажем.

С прошлой недели и до середины сентября в Пушкинском можно посмотреть несколько сот работ из наследия Щукина, а в Эрмитаже на это же время собрали воедино коллекцию Морозова. Такая двойная гастроль, ради которой Эрмитаж «отпустил» обратно в Москву целых 60 работ. Это далеко не все картины, отправленные в свое время в Ленинград. Например, жемчужина нынешней экспозиции «Танец» Матисса приехала без «Музыки», хотя эти полотна составляют двойное панно и смотреть их надо вместе (когда-то «Танец» и «Музыка», написанные Матиссом по заказу Сергея Щукина, украшали его московский особняк). Но «Музыка», по словам Пиотровского, в плачевном состоянии, требует серьезной реставрации и ее нельзя транспортировать.

И все же это, безусловно, уникальный шанс увидеть расформированную коллекцию целиком. Впрочем, не так целиком, как хотелось бы. Хотя сегодня и говорят, что коллекция живописи собрана максимально полно «впервые и вновь», но это не совсем так. Выставку коллекции московских купцов уже делала Ирина Антонова, легендарный директор Пушкинского, посвятив ее воссоединению много сил. 

– Надо понимать, что Сергей Иванович Щукин и Иван Абрамович Морозов были людьми большой смелости, художественного вкуса и чутья. И свои уникальные вещи, далеко не всеми в то время признаваемые, они собирали именно для Москвы, – считает Антонова.

Воссоздать уничтоженный музей, куда вернулись бы Матисс, Гоген, Ренуар, Пикассо, Сезанн, Моне и ван Гог из коллекций Щукина и Морозова, раздерганных между Эрмитажем и Пушкинским, – мечта всей жизни Ирины Антоновой. 

Она пыталась начать это возрождение в 2013 году, но, не найдя достаточного понимания своей глобальной идеи и встретив резкое сопротивление со стороны Эрмитажа, оставила пост директора Пушкинского, перейдя «за заслуги» на внешне престижную должность президента музея. 

Но Ирина Александровна по-прежнему считает, что воссозданный музей мог бы встать в один ряд с величайшими собраниями современного искусства в мире и стать украшением столицы России. 

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №23-2019 под заголовком «Преступление Сталина перед искусством».

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика