Племянница Алексея Баталова: Незадолго до смерти он замкнулся в себе
Алексей Баталов сплачивал свою большую семью. Его родственники и сегодня собираются вместе – и разговоры всё о нем
Два года назад, 15 июня 2017 года, не стало Алексея Баталова. Бесстрашный канатоходец Тибул в «Трех толстяках» полюбился миллионам детишек. Князь Трубецкой в «Звезде пленительного счастья» стал олицетворением чести и достоинства. Георгий Иванович из фильма «Москва слезам не верит» показал пример настоящего мужчины. Таким и был в жизни Алексей Владимирович. Как никто другой он умел сплачивать свою большую дружную семью. Все его родственники и сегодня собираются вместе, и разговоры всё о нем.
«Лёша отодвинул меня от Гитаны»
– Лёша Баталов – мой любимый деверь, – рассказывает актриса Мира Ардова, – старший брат моего первого мужа Бориса Ардова. С Лёшиной дочкой Машенькой я нянчилась, когда она была совсем маленькой. Лёша уехал на съемки сказки «Три толстяка», Гитана-младшая отправилась с ним, а ее мама, Гитана-старшая, осталась с внучкой. Мы нянчились с этой девочкой все вместе. Красивая такая она, c огромными ресницами. Старшую дочь Алексея, Надю, я тоже помню малышкой, мы дружили с ее мамой Ирой Ротовой, первой женой Лёши. Жёны всех братьев общались между собой, нас сплачивала Нина Ольшевская, мама Лёши, моя любимая свекровь, в честь которой я назвала свою старшую дочь Нину. У Нины Антоновны не было бывших невесток, она нас принимала со всеми новыми мужьями и с детьми от этих мужей: мои девочки Аня и Нина – от Бори Ардова, Настя – дочка Игоря Старыгина. Мне кажется, что моя Аня, которая стала актрисой, была ближе всех к Лёше, он для нее любимый дядя. Но... когда не стало Нины Антоновны, Лёша нас отодвинул от Гитаны, а я хотела с ней общаться. Причин отстранения не знаю. Так что не видела я Лёшку лет двадцать до его смерти. Тут еще дело не только в нем, но и в том, что у меня были другие браки, другие родственники, три дочери. Дел хватало.
Конфликт из-за Арамиса
– Из ардовского дома уйти было невозможно! С последней женой моего мужа Бори Ардова, Людой Дмитриевой, которая служит в театре Калягина, мы жили в одном дворе. Свою дочь Настю – от моего второго мужа Игоря Старыгина – я родила в день рождения Люды Дмитриевой, последней жены моего первого мужа. Она меня отвозила в роддом. Так что в этой семье такие пересечения судеб, что и сценаристам не додуматься до подобных хитросплетений. Кстати, Лёша меня ругал, когда я разводилась со Старыгиным, всеми любимым Арамисом. Да, да, Игорек – настоящий Арамис, это его роль на 100 процентов. Мой внук весь в него – педант. Лёша так не реагировал, даже когда я разводилась с его братом Борей. Удивительная история! Лёша знал, что все мои мужья много гуляли и много пили, в отличие от него. Он был мастеровым парнем, чем и похож на своего героя из фильма «Москва слезам не верит». Он обожал машины. Первый автомобиль ему подарила Анна Андреевна Ахматова. В остальном Лёша не похож на своего героя из картины «Москва слезам не верит». Я изумлена была, увидев его в таком виде. Роль замечательная, но он все же Трубецкой, а не «он же Гоша, он же Юра, он же Жора».
Предотвратил беду
– Однажды мы с Ниной Ольшевской и Лёшей поехали к Анне Ахматовой в Ленинград. Перед отъездом Лёшка начал с машиной возиться. Мы с Ниной Антоновной извелись, торопили Лёшу. Он был сдержан, никогда не поддавался на женские истерики. И тут случилось непредвиденное. Аккурат перед машиной дорогу перебегала девочка. Она чудом успела перебежать. «Вы поняли, что могло бы случиться, если бы я приехал на минуту раньше, – сказал нам Лёша, – поэтому торопиться и суетиться никогда нельзя». В этом был весь Баталов – степенный, думающий, неторопливый, но везде успевающий.
Лёша одно время был председателем Союза кинематографистов, мог доставать продукты. В 90-е годы это была большая подмога. Он нес в семью и помогал всем родственникам. Думаю, Надю тоже не оставлял. Мы рады с ней общаться. Пусть звонит моим девочкам. Аня моя сейчас уехала на отдых, недельку выбрала.
С Баталовым не общались много лет
– Гитана моя крестная, – делится воспоминаниями Нина Ардова, племянница Баталова, дочь Миры Валерьяновны, – но мы не общаемся много лет. Понимаю Гитану, претензий нет. Больной ребенок – это большое испытание. Причем она знает, что травма Маши – это результат ее профессии, она была наездницей. Врачи понадеялись на спортивную закалку роженицы, не стали делать кесарево сечение, а в результате пришлось тащить ребенка, нарушив тем самым двигательные функции. Мозг не задет, она умный человек, ВГИК окончила. С дядей Лёшей мы не общались много лет. Аню совсем отодвинули от общения c ним, так как Анька как раз ровесница Маши. Другое дело – моя бабушка Нина Ольшевская, мама дяди Лёши, она принимала всех, даже мою маму, ее бывшую сноху, с ее новым мужем Игорем Старыгиным.
Дядя был учителем по своей сути. Например, когда он приглашал дворников, чтобы те прибрались, то сначала показывал им, как это делается. Помню, был как-то дядя Лёша у нас в гостях и обнаружил, что я в свои пять лет не могу пользоваться правильно вилкой с ножом. Алексей Владимирович уже было оделся, с порога возвращается, раздевается и начинает мне показывать, как пользоваться приборами. Дядька съел палку колбасы, но я на всю жизнь запомнила, что вилку держат в левой, а нож в правой руке. Дядя и папа вместе преподавали во ВГИКе, вели совместно курс. Папа хорошо преподавал, но все равно оттачивал все Алексей Баталов. Дядька не похож на своего героя Георгия Ивановича из фильма «Москва слезам не верит». Он похож на себя в картине «Звезда пленительного счастья». Вот там истинный Баталов, каким был в жизни.
Замкнулся в себе
– С дядей Лёшей мы виделись задолго до его смерти. Он ушел от внешнего мира, перестал общаться с родственниками. Он был весь в себе. Не оправдались надежды, не удалось вылечить Марию, которую куда они только не возили, чего только не предпринимали. Мы с Надей не друзья и не враги. Не общаемся. Нет времени. Представьте, у Бориса Ардова нас семеро, так вот мы встречаемся все вместе, только когда приезжает сестра Оля из Америки. Да мы и с Анькой, моей родной сестрой, видимся редко, поскольку обе заняты, а я ее очень люблю.