Красная площадь попала в переплет: книжный фестиваль – 2019
На Красной площади Москвы в пятый раз проходит ежегодный книжный фестиваль. Самое заманчивое – встречи с авторами

На Красной площади Москвы в пятый раз проходит ежегодный книжный фестиваль. Более 100 тысяч наименований были представлены на прилавках. Самое заманчивое на фестивале – пообщаться с авторами, в том числе именитыми.
- смотрите также фоторепортаж
Первое, что мы услышали при входе на Красную площадь – мелодию песни You Can Leave Your Hat On, которую когда-то исполнял Джо Кокер в эротическом американском фильме «9 1/2 недель». К удивлению, звучала музыка из павильона «История Отечества» в исполнении духового оркестра юных кадетов. На витринах павильона, который курирует Российское военно-историческое общество, – книги о разных войнах, об истории полуострова Крым, даже о пехоте средневековой Руси.
Автор, делавший здесь погоду – председатель этого общества, министр культуры Владимир Мединский: «Стена», «Скелеты из шкафа русской истории», «О русском рабстве, грязи и «тюрьме народов» и так далее. Владимира Ростиславовича здесь ждали к концу дня. Наверное, поэтому молодежь решила немного похулиганить и поиграть американские мелодии. Забегая вперед, замечу, что при появлении министра культуры играли уже советские марши. О выступлении Мединского – чуть ниже.
Продавцы боялись мороженого и сосисок
Сравнивая посетителей книжных фестивалей последних лет, отмечу, что в этом году читающих на пуфиках или креслах было намного меньше. Люди валялись под солнцем и копались в своих гаджетах. Но у прилавков все равно было многолюдно. Хотя цены на фестивале ненамного меньше (как обещали издательства), чем в магазинах, встречались даже дороже. Например, новая книга Евгения Водолазкина «Брисбен» на Красной площади стоила 650 рублей, хотя в магазине – 579.
Продавцы тщательно наблюдали за посетителями. И дело не в воровстве (для этого случая есть охранники), а в… мороженом. В первый день фестиваля на площади продавали это лакомство на палочке по 25 рублей. Люди закупали по четыре-пять штук и со сладкими пальцами метались между книжными развалами, пытаясь полистать печатные издания.
– И кто придумал сосиски и мороженое продавать рядом с книгами? – возмущалась одна из продавщиц.
Впрочем, главное внимание – все-таки к авторам. Бывший председатель Госкино России, преподаватель ВГИКа Армен Медведев презентовал свои воспоминания «Вот и все, что я хотел сказать».
– В кино, когда оно рождалось, возникло два направления. Одно – братьев Люмьер, от которых происходит игровое кино, документальное, экспериментальное. А есть кино от Жоржа Мельеса, который привнес туда аттракцион, – рассуждал в разговоре с «Собеседником» Армен Николаевич. – Вот сейчас мы находимся на стадии аттракционного кинематографа. Рецепт очень прост: берется какая-нибудь советская история, предположим, как наши выиграли в баскетбол у американцев. Все это облекается в некую заманчивую историю и снабжается этикеткой патриотизма. И вот мы с этим патриотизмом воспринимаем этот фильм. Или взять «Т-34», где можно посмотреть, как снаряд вылетает из ствола орудия. И все забыли, что когда-то был чудесный фильм «Жаворонок», где об этом танке уже рассказали. Сегодня все решает то, сколько фильм собрал денег за две недели или за выходные. Это, наверное, пройдет. Но у нас этот период несколько затянулся.
Затычки для ушей Михаила Веллера
Писатель Михаил Веллер появился на Красной площади в одежде, что называется, шестидесятников: большая кепка, клетчатый, не по размеру большой пиджак с заплатками на локтях, желтая тенниска. В павильоне «Художественная книга» Веллер прочитал лекцию «Советская литература о крушении Советского Союза – шедевры и трагедии золотого «брежневского застоя».

– В эпоху интернета, в эпоху «Википедии» сегодняшнему поколению невозможно понять, что такое железный занавес, – начал Михаил Иосифович, но тут же замолчал. Раздраженно закричал: – Кто там так орет ужасно? Голос какого-то ярмарочного зазывалы: «Подойдите купите сосиски». Я бы не обращал внимания, так они мозгам мешают. Какой идиот все это устроил?! Честное слово, в этом году это одно наказание. Была бы моя воля, увел бы всех за угол, где не продают сосиски и не орут. В следующий раз попрошу затычки для ушей.
Книгу воспоминаний «Только хорошее» представила на фестивале актриса Ольга Остроумова.
– Чем дольше живу, тем больше люблю читать мемуарную литературу, – рассказала «Собеседнику» Ольга Михайловна. – Конечно, в моей жизни были и разочарования, и боль, и потери. Но когда я буду старая-престарая, тогда уже напишу все, а пока только хорошее.

Ольга Остроумова представила свою новую книгу
Эдвард Радзинский в этом году выпустил новую книгу «Бабье царство. Русский парадокс». Это истории о шести женщинах, которые в разные годы руководили нашим государством: от Екатерины I и Анны Иоанновны до Елизаветы и Екатерины II.
– Действительно парадокс. Ведь как говорили раньше? «Курица не птица, баба не человек», «Кому воду носить? Бабе. Кому битой быть? Бабе. За что? За то, что баба», – начал свое выступление на фестивале Радзинский. – Конец XVII века пугал иностранцев. В терем царицы заходить было нельзя мужчинам. Когда жена Алексея Михайловича заболела, то бедный лекарь лечил ее в абсолютной темноте, а когда измерял пульс, то надевал перчатки. Революцию совершила вторая жена Алексея Михайловича Наталья, которая впервые поехала в открытой коляске.
На вопрос «Собеседника», смогла бы сегодня встать во главе нашего государства женщина, Радзинский засмеялся:
– Я бы этого хотел и считаю, что нашей стране это было бы полезно. Но не сейчас и не в обозримом будущем. Слишком много надо у нас изменить. Женщина пока пусть занимается своими женскими делами. Да и не вижу я сегодня никого из женщин на политическом горизонте, кто бы мог руководить страной.

Министр культуры Владимир Мединский посещает фестиваль ежегодно. На этот раз он решил снова порассуждать на исторические темы. Точнее – об историческом кино. Для начала Владимир Ростиславович похвалился, что первые строчки списка кассовых отечественных фильмов занимают именно исторические постановки.
– Поэтому люди стали ходить на наши фильмы в два раза чаще, чем еще несколько лет назад. Это особая гордость Министерства культуры, – заявил, как на отчетном собрании, Мединский.
Вопрос, который часто задают министру: «Насколько должно быть достоверным историческое кино?» – Мединский задал сам себе и сам же ответил:
– Всегда, во все времена создатели картин прибегали к каким-то изменениям, гиперболам, историческим неточностям.
И тут же провел экскурс по некоторым советским фильмам. В народе такое называется «киноляпы», но министр уверен, что создатели делали это осмысленно.

– Все узнали кадр из фильма? Правильно, «Баллада о солдате» Григория Чухрая. Он же сам воевал. Думаете, не знал, что в 41-м году погон у солдат не было?! Конечно, знал, но для зарубежных зрителей (а этот фильм с успехом показывался в Европе) советский солдат-освободитель должен быть только в погонах. А вот еще «Семнадцать мгновений весны». Все консультанты знали, что служащие СС в 1945 году уже не носили черную форму. Но создатели посчитали, что так страшнее.
Мединский разобрал еще несколько советских фильмов, тем самым намекая, что если какие-то неточности есть и в современном историческом кино, то сделано это осознанно. Предполагается, что с таким же отношением следует читать и книги министра культуры.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №20-2019 под заголовком «Красная площадь попала в жесткий переплет».