Красная площадь попала в переплет: книжный фестиваль – 2019

На Красной площади Москвы в пятый раз проходит ежегодный книжный фестиваль. Самое заманчивое – встречи с авторами

Фото: Фото в статье: Андрей Струнин

На Красной площади Москвы в пятый раз проходит ежегодный книжный фестиваль. Более 100 тысяч наименований были представлены на прилавках. Самое заманчивое на фестивале – пообщаться с авторами, в том числе именитыми.

Первое, что мы услышали при входе на Красную площадь – мелодию песни You Can Leave Your Hat On, которую когда-то исполнял Джо Кокер в эротическом американском фильме «9 1/2 недель». К удивлению, звучала музыка из павильона «История Отечества» в исполнении духового оркестра юных кадетов. На витринах павильона, который курирует Российское военно-историческое общество, – книги о разных войнах, об истории полуострова Крым, даже о пехоте средневековой Руси. 

Автор, делавший здесь погоду – председатель этого общества, министр культуры Владимир Мединский: «Стена», «Скелеты из шкафа русской истории», «О русском рабстве, грязи и «тюрьме народов» и так далее. Владимира Ростиславовича здесь ждали к концу дня. Наверное, поэтому молодежь решила немного похулиганить и поиграть американские мелодии. Забегая вперед, замечу, что при появлении министра культуры играли уже советские марши. О выступлении Мединского – чуть ниже.

Продавцы боялись мороженого и сосисок

Сравнивая посетителей книжных фестивалей последних лет, отмечу, что в этом году читающих на пуфиках или креслах было намного меньше. Люди валялись под солнцем и копались в своих гаджетах. Но у прилавков все равно было многолюдно. Хотя цены на фестивале ненамного меньше (как обещали издательства), чем в магазинах, встречались даже дороже. Например, новая книга Евгения Водолазкина «Брисбен» на Красной площади стоила 650 рублей, хотя в магазине – 579. 

Продавцы тщательно наблюдали за посетителями. И дело не в воровстве (для этого случая есть охранники), а в… мороженом. В первый день фестиваля на площади продавали это лакомство на палочке по 25 рублей. Люди закупали по четыре-пять штук и со сладкими пальцами метались между книжными развалами, пытаясь полистать печатные издания. 

– И кто придумал сосиски и мороженое продавать рядом с книгами? – возмущалась одна из продавщиц.

Впрочем, главное внимание – все-таки к авторам. Бывший председатель Госкино России, преподаватель ВГИКа Армен Медведев презентовал свои воспоминания «Вот и все, что я хотел сказать». 

– В кино, когда оно рождалось, возникло два направления. Одно – братьев Люмьер, от которых происходит игровое кино, документальное, экспериментальное. А есть кино от Жоржа Мельеса, который привнес туда аттракцион, – рассуждал в разговоре с «Собеседником» Армен Николаевич. – Вот сейчас мы находимся на стадии аттракционного кинематографа. Рецепт очень прост: берется какая-нибудь советская история, предположим, как наши выиграли в баскетбол у американцев. Все это облекается в некую заманчивую историю и снабжается этикеткой патриотизма. И вот мы с этим патриотизмом воспринимаем этот фильм. Или взять «Т-34», где можно посмотреть, как снаряд вылетает из ствола орудия. И все забыли, что когда-то был чудесный фильм «Жаворонок», где об этом танке уже рассказали. Сегодня все решает то, сколько фильм собрал денег за две недели или за выходные. Это, наверное, пройдет. Но у нас этот период несколько затянулся. 

Затычки для ушей Михаила Веллера

Писатель Михаил Веллер появился на Красной площади в одежде, что называется, шестидесятников: большая кепка, клетчатый, не по размеру большой пиджак с заплатками на локтях, желтая тенниска. В павильоне «Художественная книга» Веллер прочитал лекцию «Советская литература о крушении Советского Союза – шедевры и трагедии золотого «брежневского застоя». 

Не абы кто, а сам Веллер в кепке!

– В эпоху интернета, в эпоху «Википедии» сегодняшнему поколению невозможно понять, что такое железный занавес, – начал Михаил Иосифович, но тут же замолчал. Раздраженно закричал: – Кто там так орет ужасно? Голос какого-то ярмарочного зазывалы: «Подойдите купите сосиски». Я бы не обращал внимания, так они мозгам мешают. Какой идиот все это устроил?! Честное слово, в этом году это одно наказание. Была бы моя воля, увел бы всех за угол, где не продают сосиски и не орут. В следующий раз попрошу затычки для ушей. 

Книгу воспоминаний «Только хорошее» представила на фестивале актриса Ольга Остроумова. 

– Чем дольше живу, тем больше люблю читать мемуарную литературу, – рассказала «Собеседнику» Ольга Михайловна. – Конечно, в моей жизни были и разочарования, и боль, и потери. Но когда я буду старая-престарая, тогда уже напишу все, а пока только хорошее. 

Ольга Остроумова представила свою новую книгу

Эдвард Радзинский в этом году выпустил новую книгу «Бабье царство. Русский парадокс». Это истории о шести женщинах, которые в разные годы руководили нашим государством: от Екатерины I и Анны Иоанновны до Елизаветы и Екатерины II. 

– Действительно парадокс. Ведь как говорили раньше? «Курица не птица, баба не человек», «Кому воду носить? Бабе. Кому битой быть? Бабе. За что? За то, что баба», – начал свое выступление на фестивале Радзинский. – Конец XVII века пугал иностранцев. В терем царицы заходить было нельзя мужчинам. Когда жена Алексея Михайловича заболела, то бедный лекарь лечил ее в абсолютной темноте, а когда измерял пульс, то надевал перчатки. Революцию совершила вторая жена Алексея Михайловича Наталья, которая впервые поехала в открытой коляске. 

На вопрос «Собеседника», смогла бы сегодня встать во главе нашего государства женщина, Радзинский засмеялся:

– Я бы этого хотел и считаю, что нашей стране это было бы полезно. Но не сейчас и не в обозримом будущем. Слишком много надо у нас изменить. Женщина пока пусть занимается своими женскими делами. Да и не вижу я сегодня никого из женщин на политическом горизонте, кто бы мог руководить страной. 

Радзинский

Министр культуры Владимир Мединский посещает фестиваль ежегодно. На этот раз он решил снова порассуждать на исторические темы. Точнее – об историческом кино. Для начала Владимир Ростиславович похвалился, что первые строчки списка кассовых отечественных фильмов занимают именно исторические постановки.

– Поэтому люди стали ходить на наши фильмы в два раза чаще, чем еще несколько лет назад. Это особая гордость Министерства культуры, – заявил, как на отчетном собрании, Мединский. 

Вопрос, который часто задают министру: «Насколько должно быть достоверным историческое кино?» – Мединский задал сам себе и сам же ответил: 

– Всегда, во все времена создатели картин прибегали к каким-то изменениям, гиперболам, историческим неточностям. 

И тут же провел экскурс по некоторым советским фильмам. В народе такое называется «киноляпы», но министр уверен, что создатели делали это осмысленно. 

Министр Мединский рассуждал о достоверности в кино

– Все узнали кадр из фильма? Правильно, «Баллада о солдате» Григория Чухрая. Он же сам воевал. Думаете, не знал, что в 41-м году погон у солдат не было?! Конечно, знал, но для зарубежных зрителей (а этот фильм с успехом показывался в Европе) советский солдат-освободитель  должен быть только в погонах. А вот еще «Семнадцать мгновений весны». Все консультанты знали, что служащие СС в 1945 году уже не носили черную форму. Но создатели посчитали, что так страшнее. 

Мединский разобрал еще несколько советских фильмов, тем самым намекая, что если какие-то неточности есть и в современном историческом кино, то сделано это осознанно. Предполагается, что с таким же отношением следует читать и книги министра культуры. 

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №20-2019 под заголовком «Красная площадь попала в жесткий переплет».

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика