"Бег" в МХТ: Сергей Женовач исполнил мечту Булгакова

Свой первый спектакль в качестве худрука МХТ Сергей Женовач, сменивший Олега Табакова, поставил по пьесе Булгакова «Бег»

Фото: В Пореченкове Женовач нашел булгаковский тип // фото: Андрей Струнин

Свой первый спектакль в качестве худрука МХТ Сергей Женовач, сменивший Олега Табакова, поставил по пьесе Булгакова «Бег». Премьера состоялась 15 мая, в день рождения и писателя, и режиссера. 

Никогда до сей поры «Бег» не шел на подмостках Московского художественного театра. Хотя Булгаков служил в этом театре, писал эту пьесу специально для этого театра и мечтал о его постановке именно на сцене МХАТа. Но Сталин, пристально следивший за творчеством Булгакова, пьесу запретил.

«Я люблю и понимаю всех булгаковских героев, понимаю их мир и их разлом», – сказал перед премьерой режиссер. В своей студии Женовач поставил «Театральный роман» и «Мастера и Маргариту», а в МХТ, еще при Олеге Павловиче, десять лет с чрезвычайным успехом шла его «Белая гвардия». Откуда, кстати, в «Бег» перешли и Анатолий Белый, играющий Хлудова, и Михаил Пореченков – генерал Чарнота. В этом выборе, говорит режиссер, не было ни секунды сомнений: Пореченков «вообще человек как будто из того, булгаковского, мистического мира». 

Сергей Женовач // фото: Андрей Струнин

Михаил Евгеньевич появляется на сцене в чем-то бабьем: платок, обмотанные тряпкой груди – это сразу задает атмосферу фантасмагории, напоминая о мадам Барабанчиковой, живущей в голове Чарноты, человека-стихии. Анатолий Белый, напротив, чеканен, строг и трагичен. Да и у всего спектакля строгий аскетичный стиль. В «Беге» заняты и другие звезды театра – Ирина Пегова, Бурковский, Верник, Яна Гладких, Артем Быстров, Павел Ворожцов.

Пространство спектакля оформлено художником Александром Боровским, давним соратником Женовача. Это в основном черный цвет (стены, шинели) – и пустота, среди которой столбы с веревками и железнодорожные платформы, которые то встают дыбом, то ломаются, то проворачиваются по кругу. Так авторами решен образ исхода и трагедии русских людей, которые не могут в полной мере обрести себя нигде вне Отечества. 

В финале столб-виселица превращается в крест и звучит неотвратимый выстрел: «Пойдет снег и заметет наши следы. Ничего не вернется, все кончено». Герои расходятся почти без эмоций, каждый выбрал свой путь. Кошмары остались в прошлом?

В «Беге» Женовача нет никаких специальных актуализаций, но пьеса такова, что актуальнее и быть не может. 

– А какой смысл заниматься театром, тратить столько сил и времени, если это никого не волнует? – говорит режиссер. – Люди потеряли Отечество и то, во что верили, чем жили. У них отняли прошлое, у них нет настоящего, потому что война, да нет и будущего... А разве сейчас не так все происходит? Разве мы сейчас не бежим, не ищем свои пути, которые все по-разному понимают?

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №18-2019 под заголовком «Женовач исполнил мечту Булгакова».

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика