Елена Санаева: Я была хорошей женой. Надеюсь, и вдова неплохая
Недавно вышла в свет новая книга Ролана Быкова. Его тексты собрала воедино, добавив комментарии, Елена Санаева
Недавно вышла в свет новая книга Ролана Быкова «Давай-давай, сыночки!» Его тексты собрала воедино, добавив свои комментарии, вдова режиссера Елена Санаева. 12 октября этого года у Ролана Быкова юбилейная дата – 90 лет со дня рождения.
– Как-то Ролан пошутил: «Ты должна будешь доделать все, что я не успел». А есть такая старая украинская пословица: «Коваль (кузнец) кует, а жаба лапы подставляет». Я ему возразила: «Ну где ты и где я?» На что он ответил: «Ничего, ничего, я тебя всему научил. Ты у меня умная девочка». Люди говорят: «Неважно, какая была жена, важно, какая вдова». Я знаю, что была хорошей женой, и надеюсь, что я неплохая вдова. Все наследие Быкова бережно храню и пытаюсь донести до следующего поколения. Это уникальные материалы.
«Мы поцеловались в кадре, и что-то между нами случилось»
– Елена Всеволодовна, вы прожили вместе с Роланом Антоновичем 25 лет. А как все начиналось?
– Ну как обычно знакомятся актеры? Конечно, на работе, на съемках. Это произошло в 1972 году. Режиссер «Ленфильма» Юрий Рогов пригласил нас вместе сняться в фильме «Докер». Ролану Антоновичу было сорок три года, а мне двадцать девять. На тот момент я была еще замужем, но уже понимала, что совершила ошибку. Но ради сына Павла все-таки пыталась сохранить семью... Помню первую встречу с Быковым. Он меня спрашивает: «Ну что, летим?» Съемки проходили в Молдавии, в Кишиневе. А я так гордо отвечаю: «Я не летаю на самолетах». Ему моя заносчивость очень не понравилась. И я вполне его понимаю, это было глупо с моей стороны.
Когда меня утвердили на роль, я съездила на «Мосфильм», взяла свой наряд на съемки, купила билет и отправилась в Кишинев. Меня встретили две ассистентки. На все мои вопросы отвечали уклончиво, глазки потупили. Поняла, что-то не так... Вечером встретились с режиссером. Он открыл бутылку молдавского вина, разлил по бокалам и говорит: «Лена, ты начала капризничать. И Ролан предложил взять на твою роль Майю Булгакову. Она сейчас сидит в соседней гостинице». И вдруг я проявила настойчивость, хотя это совершенно не в моих правилах. Никогда не добивалась ролей и не бегала за мужиками. А тут заявила режиссеру: «Значит, так, отправляй Майю домой. Эта роль моя». Причем моя мама очень дружила с Майей, но, несмотря на это, я настояла, чтобы ее отправили обратно в Москву, а меня оставили. Оказывается, Быков против меня интриговал, чтобы на эту роль взяли кого угодно, только не меня. Среди претенденток была известная в то время Люсьена Овчинникова. Но я всех победила!.. А когда я вошла в кадр, Ролан обалдел. Несмотря на то, что приехал на съемки со своей пассией, забыл про нее и стал за мной ухаживать. В одной из сцен мы должны были поцеловаться. Я хотела возразить, опять закапризничать, но думаю: «Ладно. Черт с тобой. Целуйся». Мы поцеловались в кадре, и что-то между нами случилось... После этих съемок он начал меня атаковать. Чтобы завоевать меня, у него ушло целых четыре месяца. Потом он мне сказал: «Таких крепостей я еще не брал».
«Перед его обаянием невозможно было устоять»
– Вам он поначалу совсем не понравился?
– Быков никогда не был красавцем, и это ни для кого не было секретом. Небольшого роста, лысенький. Но если честно, он был такой обаятельный, такой очаровательный, неординарный, что устоять было просто невозможно. Мне было с ним безумно интересно. Правда, когда нас в первые годы видели вместе, ему делали комплимент: «Какая у вас очаровательная дочка!» Его это ужасно злило, он требовал, чтобы я носила одежду посолиднее, чтобы не выглядеть совсем девочкой.
– А какой Ролан Антонович был в быту? С ним было легко?
– Нелегко. С талантливыми, гениальными людьми очень тяжело жить. Но тем не менее двадцать пять лет жизни мы прошли вместе, никогда не разлучаясь. Конечно, они были разные, эти годы: были и печали, и горести, и слезы, и огорчения, но в сухом остатке осталось только счастье. Даже не представляю, какой бы я была, если бы не встретила Ролочку. Благодаря ему я «структурировалась», собралась. И надеюсь, что служила ему неким якорем в жизни... Прошло уже 20 лет, как его нет рядом. Я рада, что наконец появилась возможность снять документальный фильм о нем. Также знаю, что на телевидении планируют к этой дате собрать всех, кто принимал участие в его легендарном фильме «Чучело». Сама я там снялась в роли классного руководителя Маргариты Ивановны.
«Я – папина дочь и хочу рассказать о своей любви к нему»
– Елена Всеволодовна, вы удивительная женщина, совмещающая в себе четыре ипостаси – дочь великого актера, вдова знаменитого режиссера, мать современного писателя и замечательная актриса. А кем вы видите себя в первую очередь?
– В первую очередь я вижу себя актрисой Еленой Санаевой! Но еще пробую себя как писатель. Сейчас пишу свою автобиографическую книгу. Начинала писать четыре раза. После первого раза дала кое-что прочитать своему сыну Павлу. Он мне сказал: «Мама, ну кому сейчас все это нужно?» – и вышиб меня из колеи на четыре года. Но я все же опять вернулась к своей книге.
Понимаете, у меня была достаточно интересная жизнь до встречи с Роланом Быковым. Иметь такого отца, как Всеволод Васильевич Санаев, и не написать об этом ни строчки – это непростительная ошибка. Я жила в интересной семье, в необычном доме, кто только в этом доме не жил. Нашими соседями были режиссер Сергей Бондарчук, актрисы Надя Румянцева и Майя Булгакова, актер Михаил Глузский. Поэтому я выросла в потрясающей творческой атмосфере. Так случилось, что я папина дочь, а он был замечательным русским артистом. И мне хочется рассказать о своей любви к нему, о непростых временах, в которые жили и работали мои родители.
– Наверное, ваши родители тоже прочили вам актерскую карьеру и всячески поддерживали в этом начинании?
– Знаете, я не помню к себе особого отношения. У меня растет прекрасная внучка Вероника, и я ей всегда говорю: «Ты такая красавица, умница! У тебя все будет замечательно!» Если честно, родители меня так не воспитывали, и это большой изъян. Я очень люблю своих маму и папу. Но важно детям, особенно девочкам, говорить о том, что они самые красивые и лучшие на свете. Это дает огромную веру в себя. А моя мама в плохие минуты говорила: «Ты такая сволочь! Если тебя сдуру кто-то возьмет замуж, то вернет обратно через две недели. И будет нас проклинать!» Когда я вышла замуж и мыла полы, мама говорила: «Я думала, что вырастила актрису, а не поломойку». Или, когда меня утверждали на роль и я уезжала на съемки, оставляя сына Павлика на двух бабушек, она кричала: «Что ты за мать такая?» Так что если разобраться, то из детства вынесла в большой степени чувство сомнения, неуверенности в себе. Но тем не менее своим родителям я благодарна за все.
«У меня счастливая актерская судьба»
– У вас были актерские мечты, которые не сбылись?
– У меня такой принцип: если роль не позорная, а проект достойный – вперед! Делаю все, что могу, чтобы роль заиграла. Еще когда училась в театральном институте, обо мне говорили: «Смотрите, роль небольшая, а как Санаева сделала ее интересно».
Помню один свой провал, в далеком прошлом. В студенческие годы в Театре Маяковского у меня был актерский показ. Играла с партнером этюд из «Укрощения строптивой» Шекспира. Мне досталась роль Катарины. И вот когда наступила наша очередь, мой партнер, здоровый такой детина, весом под сто килограммов, произносил такую фразу: «Пойдем, мой котик, я чудесный муж». На показе было столько народу, что я ужасно растерялась. От страха так оторопела, оцепенела, замерла... Партнер не мог сдвинуть меня с места. Это было смешно и, честно говоря, жалкое зрелище. Мы провалились. А потом шли к метро и хохотали... Даже тогда я не воспринимала ситуацию как трагедию...
А если говорить о мечтах, то их у меня не было. Соглашалась на все, что предлагали. Конкуренция была огромная. Хороших, интересных актрис в стране было много. Но мне очень повезло сняться у талантливых режиссеров: Василия Шукшина, Юлия Райзмана, Леонида Нечаева, Ролана Быкова. Были и главные роли. Сейчас мне 76 лет, а в театре «Школа современной пьесы» у меня десять спектаклей в месяц. И по-моему, это совсем неплохо. У меня счастливая актерская судьба.