Любовь к кино передается по наследству: династия Янковских

В актерской династии Янковских уже четыре поколения, но превзойти популярность отца-основателя пока не удалось никому

Фото: Клан Янковских в лице Олега Ивановича, его племянника Игоря (слева) и сына // фото: Галина Кмит / РИА «Новости»

Актерская династия Янковских насчитывает уже четыре поколения. Самый известный ее представитель – Олег Янковский. Превзойти его популярность пока не удалось никому из родных.

«Я очень ценю само понятие семьи, оно для меня свято. У нас долгую супружескую жизнь прожили и мама с отцом, и братья мои со своими супругами, и сыну дай Бог долгого счастья вместе с женой. У меня есть любимые внук и внучка. Такими ценностями не разбрасываются… Сегодня Янковские – это действительно настоящий клан, в лучшем, домашнем смысле этого слова» – так писал в книге «Улыбайтесь, господа!» народный артист СССР Олег Янковский. 

Действительно, что бы ни происходило в жизни, Олег Иванович во всем поддерживал членов своей семьи. А зачинателем актерской династии всегда называл своего старшего брата – Ростислава Янковского.

Династия Янковских

Ростислав и Николай 

Три брата – Ростислав, Николай и Олег – родились в семье бывшего штабс-капитана лейб-гвардии Семеновского полка Яна (Ивана) Павловича и домохозяйки (в будущем – бухгалтера) Марины Ивановны Янковских. Старший, Ростислав, появился на свет в 1930 году в Одессе, где проходил службу отец. В начале 1930-х Яна Янковского репрессировали и посадили. Во многом потому, что был сослуживцем репрессированного Михаила Тухачевского. А семью сослали в далекий казахский Джезказган. Марина Ивановна от испуга уничтожила все, что могло бы доказать принадлежность ее рода и рода мужа к дворянству.

– Между прочим, моя бабушка была подружкой Ленина, – любил, прищурившись, рассказывать в своих интервью Олег Янковский. – Когда у нее был очередной юбилей, к нам в дом пришли журналисты и попросили рассказать о Симбирске, где они жили по соседству с Ульяновыми. И бабушка вдруг вспомнила, как ей привезли из Парижа куколку с закрывающимися глазками, а Володя (будущий Ленин) так обрадовался... что эти глазки выколол, чтобы посмотреть, как это они закрываются.

– В то время я больше времени проводил с бабушкой, рос домашним ребенком. Папу тогда арестовали, он сидел в Воркуте… А с бабушкой мы ходили в кино и «Кукольный театр тети Кати». Господи, я так любил куклы и сам театр – дома проигрывал все сцены! – вспоминал Ростислав Иванович. – Еще мы ходили в церковь, но русские церкви в 30-е годы закрыли. Тогда бабушка сказала: «Бог един, пойдем в костел, это церковь твоего отца, он же поляк».

Ростислав Янковский окончил театральную студию при Ленинабадском драматическом театре, где потом служил несколько лет. Вскоре уехал в Минск, работал в Русском драматическом театре имени Горького. Актер много снимался в кино («Служили два товарища», «Ватерлоо», «Сказка о звездном мальчике» и другие), но все же больше он любил играть на сцене и известен прежде всего как театральный актер. В Минске Ростислав Иванович женился на учительнице географии Нине Чеишвили, с которой прожил всю жизнь.

– Нас мама так воспитала. Когда каждый из нас приводил свою невесту, мама на нее смотрела, а потом говорила жениху: «Ну хорошо. Но запомни, что раз и навсегда!» Она всем нам это говорила, и мы все исполнили, хотите верьте, хотите нет. Говорила: «Пожалуйста, женись, но имей в виду: второго брака я не допущу!» И все невестки потом маму уважали, – рассказывал Ростислав Иванович.

В семье Ростислава Янковского и Нины Чеишвили родились два сына – Игорь и Владимир, они тоже стали актерами. Уже после смерти Олега Ивановича его внучатый племянник  Денис, сын Игоря, попал на скамью подсудимых. За сбыт наркотиков Дениса Янковского, работавшего в рекламной компании, приговорили к 4 годам лишения свободы. Правда, условно. Не исключено, что свою роль в смягчении наказания сыграла знаменитая фамилия осужденного. Ведь прокурор, учитывая тяжесть преступления, просила дать реальный срок.

Николай Янковский, как и старший брат, с ранних лет видел себя актером и даже поступил в Саратовское театральное училище. Младший, Олег, с подачей документов опоздал. Увидев замешательство молодого человека, кто-то из приемной комиссии попросил его назвать фамилию. И проверив списки, ответил: «Вы приняты!» Недоразумение выяснилось только дома, после чего Николай решил уступить брату свое место в театральном училище. Кем стал Олег, знают все, а Николай играл в самодеятельных театрах Саратова и в итоге нашел свое призвание на административном поприще – работал заместителем директора Саратовского театра кукол «Теремок». Дочери Николая тоже пошли в искусство: Ольга – музыкант, Наталья – балерина, хореограф.

Иван Павлович и Марина Яковлевна Янковские с сыновьями:
Ростиславом (вверху), Олегом (посередине) и Николаем (справа)
// фото: семейный архив Янковских

Олег Иванович и Людмила Зорина

Олег Янковский родился в Джезказгане. К тому времени из тюрьмы после первого ареста вернулся отец, семья воссоединилась, но жили трудно, бедно. Когда папу снова арестовали, Янковские переехали в Саратов. Им казалось: там выжить будет легче. Старший брат, Ростислав, отправившись на работу в Минск, забрал Олега с собой. Там будущий секс-символ советского кино прожил три года: учился в школе и даже сыграл в двух спектаклях местного театра. Олег Иванович, в отличие от старших, поначалу вовсе не собирался быть артистом. Подростком увлекался футболом и мечтал о карьере профессионального вратаря. Он и на сцене-то оказался случайно, услышав первые аплодисменты в 14 лет...

Однажды на спектакле «Барабанщица» нужно было срочно заменить женщину-травести, игравшую эпизодическую роль мальчика Эдика. Сделать это попросили юного Олега Янковского, который жил за кулисами в гримерке. Он еще несколько раз играл, пока… не проспал свой выход. От роли его отлучили, но с тех пор Олег буквально заболел театром.

В Саратовском театральном училище Янковский познакомился со своей будущей супругой – Людмилой Зориной, с которой прожил всю жизнь. 

– Пожалуй, в нашем училище это была самая красивая пара, – рассказывает «Собеседнику+» однокурсница Зориной Вера Феоктистова. – Помню, Люда была еще студенткой, а уже играла в саратовском театре в спектакле «Сто четыре страницы про любовь». Олег приходил к ней на репетиции, и за кулисами про него говорили: «Это Людкин муж». Какой же он всегда был элегантный! Одевался со вкусом. Он уже тогда был модником.

«Моя жена – очень мудрая женщина, – писал в своей книге Олег Янковский. – Она много сделала для того, чтобы наш союз был счастливым. Я тоже приложил к этому немало усилий. Когда мы поженились и вместе работали в саратовском театре, меня долгое время называли «мужем Зориной». Она была героиней, а я – оперяющимся актером. Но в какой-то момент Людмилу стали называть «женой Янковского». Семье порой бывает очень сложно пройти такие виражи судьбы без потерь. Не всегда были времена, когда Людмила была достаточно востребована в профессии, и нам обоим было от этого тяжело, даже разговаривать было трудно и в глаза друг другу смотреть. Но мы справились». 

Про любовные приключения Олега Янковского ходило много разговоров. После смерти артиста продюсер Марк Рудинштейн рассказал, что в этом плане Олег Иванович не был идеальным супругом. Правда, потом пожалел, что предал романы Янковского огласке.

Коллеги часто вспоминают, сколько Олег Иванович помогал людям при жизни.

– В 1982 году мы снимались в телеспектакле «Попечители», – говорит актриса Елена Коренева. – После работы Олег подвозил меня на машине домой. Когда мне уже выходить, вдруг говорит: «Лена, один мой знакомый генерал из органов сказал, что ты находишься в черном списке. Будь осторожней!» А я как раз тогда выходила замуж за американца и уезжала в США. Потом, когда меня почти четыре года не пускали обратно в Москву, я поняла, что такое черные списки. В то советское время Янковский не побоялся меня об этом предупредить. И я ему за эту смелость благодарна.

В 2008 году у Янковского обнаружили онкологическое заболевание. По трагическому стечению обстоятельств Янковский ушел из жизни через полтора года после своего друга и партнера Александра Абдулова. 

– На поминках Саши в ресторане «Прага» я видела Олега в последний раз, – продолжает Коренева. – Мы тяжело переживали уход Абдулова. Ведь после съемок фильма «Тот самый Мюнхгаузен» чувствовали себя одной семьей. Было впечатление, что умер родственник. С Олегом мы тогда ушли с поминок почти самыми последними. Помню, долго сидели, обнявшись, вспоминали. Я гладила его волосы. Конечно, и подумать не могла, что это наша последняя встреча… Тогда Олег еще не знал о своей болезни.

Олег Янковский скончался 20 мая 2009 года. 

Дебют на экране

Артист с умным лицом – большая редкость

В кино Олег Янковский попал почти случайно. Когда Саратовский драмтеатр находился на гастролях во Львове, актер зашел в гостиничный ресторан. Там же обедал режиссер Владимир Басов. Съемочная группа будущего киноромана «Щит и меч» обсуждала, где найти артиста на роль Генриха Шварцкопфа. Жена Басова Валентина Титова кивнула на соседний столик, где сидел Янковский: «Вот юноша с типичной арийской внешностью». Басов согласился, что незнакомец подошел бы идеально, но «он, конечно, какой-нибудь физик или филолог. Где найти артиста с таким умным лицом?» Решающая встреча случилась на «Мосфильме»: одна из ассистенток Басова, увидев Янковского в коридоре и узнав, что он актер, уже более предметно предложила его кандидатуру режиссеру. После выхода фильма Янковский стал знаменит на весь СССР.

Кадр: фильм «Щит и меч»

Филипп Янковский и Оксана Фандера

Сын Янковского и Зориной родился в 1968 году в Саратове. Филиппу было 4 года, когда семья переехала в Москву, где родители устроились работать в Театр имени Ленинского комсомола к Марку Захарову. Филипп попал в кино еще в 5-летнем возрасте – вместе с отцом снялся в эпизоде у Тарковского в фильме «Зеркало». Но поначалу актерская карьера его не прельщала.

– Уже в 14 лет мне хотелось снимать кино в качестве режиссера, – признается в интервью Филипп. – Но кто тебе в таком возрасте даст постановку? И что ты сделаешь, если тебе ее каким-то чудом дадут? Режиссура предполагает жизненный опыт. Я не мечтал пойти по стопам отца, то есть стать актером, но актерское образование – хорошая вещь, и я рад, что его получил. Но, как стал постарше, пошел учиться режиссуре. 

Филипп Янковский окончил Школу-студию МХАТ, а затем  режиссерское отделение ВГИКа. 

– Уже вполне взрослым мужчиной, – уточняет Филипп. – У меня были жена и ребенок. Отец знал о моей мечте и не сбивал с нее. Конечно, именно отец дал мне возможность познакомиться с миром кино и смотреть на него без иллюзий. Я видел, какой это тяжелый труд – делать кино, но все равно хотел им заниматься. Это как наследственная болезнь.

С девушкой из Одессы, будущей актрисой Оксаной Фандерой, а тогда финалисткой конкурса «Московская красавица», Янковский познакомился в конце 1980-х. Рассказывают, что предложение выйти замуж Оксана услышала уже через месяц после знакомства. Вместе супруги почти 30 лет. 

– Это как веревка, белье и прищепка – все друг для друга, – объясняет секрет семейного счастья Фандера. – Веревка без белья не нужна на улице. Белье без веревки не будет висеть. Но белье не будет висеть на веревке, если не будет прищепки. И что из них что друг для друга… Мы получаем удовольствие от того, как существуем рядом.

Филипп с сыном Иваном и женой Оксаной // фото: Андрей Струнин

Иван и Лиза

– Они хорошо воспитанные люди – и Лиза, и Иван. Мы с Оксаной вложили в них много труда. У них хорошие манеры, правильное поведение, они уважают старших и вообще других людей. Умные, красивые дети у нас получились. Дай Бог, талантливые. Дай Бог, чтобы у них все сложилось, – так отзывается о детях Филипп.

Иван окончил актерско-режиссерский факультет ГИТИСа и уже стал довольно известным актером (фильмы «Индиго», «Дама Пик», «Икария»). Елизавета тоже получила диплом ГИТИСа. Сейчас она делает первые шаги в кино и на театральной сцене.

– Идя в эту профессию, я знал, что некоторые будут видеть за мной только моих известных родственников, а не меня, – рассуждает Иван. – Но если бы мнение таких людей меня хоть каплю волновало, я не стал бы актером. Мне плевать, кто что думает. Я занимаюсь любимым делом, получаю отклик от режиссеров, знаю, чего хочу добиться и что для меня значит актерская профессия. Я вам больше скажу: в театре и кино давно уже не играет роли, чей ты родственник. Главное – кто ты сам.

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник+» №04-2019 под заголовком «Любовь к кино в семье Янковских передается по наследству».

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика