Элина Быстрицкая: Только не рассказывайте никому, что я заплакала!
Ушла из жизни наша Аксинья. Элину Быстрицкую часто так окликали на улице, вспоминая ее самую знаменитую роль в кино
Ушла из жизни наша Аксинья. Элину Быстрицкую часто так окликали на улице, вспоминая ее самую знаменитую роль в кино — фильм Герасимова «Тихий Дон».
Конечно, были и «Добровольцы», и «Все остается людям», и «Неоконченная повесть», и другие фильмы. Но именно Аксинья ей помогла в жизни и…одновременно мешала.
«В зеркале ничего интересного не увидела»
Увидел ее впервые на сцене в конце 1980-х. Тогда зритель уже подзабыл Быстрицкую, и ее «катали» по стране как некое приложение к народному артисту СССР Юрию Яковлеву (странное совпадение — Юрию Васильевичу 25 апреля исполнился бы 91 год, а она ушла днем позже в этом же возрасте). Элина Авраамовна выступала недолго, что называется, «на разогреве». Пела романсы в огромном цветастом платке, который закрывал половину тела, вспоминала съемки в «Тихом Доне». Она была малоэмоциональна. Ее взгляд смотрел куда-то в прошлое, но не в настоящее. Говорила тихо, совсем не улыбалась.
В 1999 году по опросу читателей газеты, в которой я тогда работал, ее назвали «самой красивой русской актрисой столетия». Когда я пришел к ней в Малый театр, чтобы вручить диплом и подарки, понял, почему она стала такой. В беседе она призналась, что ей надоели разговоры только о красоте, что никто Быстрицкую всю жизнь не воспринимает как актрису. Режиссеры вызывали на пробы, но сразу предлагали совершенно другое... совсем не работу. Поэтому и фильмография такая небольшая.
— О своей какой-то особой внешности я впервые услышала во время войны, когда 13-летней девочкой работала в госпитале, — рассказывала мне Элина Авраамовна. — Помню, проходила мимо раненых, и вдруг один другому говорит: «Какая хорошенькая девушка идет, посмотри!». Честно говоря, я даже не подумала, что это про меня. Оглянулась — никаких других девушек нет. А эти раненые смотрят на меня. Я так удивилась! Побежала домой, долго разглядывала себя в зеркало — ничего интересного не увидела.
В военные годы Быстрицкая работала и в санитарном поезде. Объездила много городов. Часто вспоминала об одном эпизоде из той жизни.
— В Одессе одному солдату я сдавала свою кровь, — рассказывала Быстрицкая. — Лицо такое белое, а ресницы длинные, черные. Он лежал на одной кровати, я — на другой, а между нами трубочки, по которым шла кровь. Через много лет, когда уже училась в театральном институте в Киеве, мы случайно встретились в магазине. Он сам окликнул меня. Я его узнала только по ресницам.
Поначалу она вовсе не думала об актерской профессии. Закончила медицинский колледж, затем училась в педагогическом институте. Но увлекла художественная самодеятельность. К тому же ей постоянно указывали: «Красивая! Иди в актрисы! Будешь звездой!». И она поступила в театральный институт в Киеве.
Казачий полковник
— В кино начала сниматься после первого курса театрального института: в фильме «В мирные дни» была роль врача, — говорила мне Быстрицкая. — А после «Неоконченной повести», где я тоже сыграла врача, получала много писем от молодежи, которая после этой кинокартины пошла в медицинские вузы. Среди них была и будущий врач Татьяна Савинская. Прошли годы, и однажды Татьяна Игоревна спасла мне жизнь. Вот такие бывают повороты судьбы. А вообще у меня всегда с медиками были особенно хорошие отношения.
Как Быстрицкая попала в фильм «Тихий Дон», она рассказывала много раз. Пробы утверждали не только режиссер Сергей Герасимов и художественный совет киностудии имени Горького, но и автор произведения, писатель Михаил Шолохов. После выхода фильма ее не только полюбили, но и ругали. Например, актриса Нонна Мордюкова, которая просилась сама на роль Аксиньи, много раз публично критиковала игру Быстрицкой. Мол, не так ходит, не так коромысло несет: «Ну какая из нее казачка?!» Сама Элина Авраамовна на такие высказывания отзывалась сдержанно.
— Я ведь не знала о том, что Мордюкова туда просилась, — вздыхала она. — Да и сказать мне на это нечего. Так случилось, что сыграла эту роль я. И счастлива от этого. Мою Аксинью в «Тихом Доне» казаки приняли! Прямо так и сказали: «Она наша». Это и есть для меня главная оценка. Сегодня я по званию — казачий полковник!
Денег хватало, а ролей было мало
Ее красоте завидовали. Например, в свое время не взяли в театр имени Моссовета потому, что кто-то написал двадцать анонимок: дескать, бездарная, да еще и гулящая женщина. В тот момент у Быстрицкой случился роман, а затем и брак с одним чиновником из Министерства внешней торговли. Конечно, денег, как сама признавалась Быстрицкая, в семье хватало. Но вот ролей… От нее многие отвернулись. Режиссеры — потому, что не отвечала на их ухаживания. Коллеги — из-за зависти.
— Борьбы за какую-то роль у меня не было никогда, — рассказывала Элина Авраамовна. — Но однажды в Малом театре мне дали не ту роль, какую я хотела. Тогда я согласилась, репетировала, но сама с собой работала над другой, желанной ролью. Когда пришло время, попросила режиссера посмотреть, как я вижу ту героиню. И победила. Мне дали все-таки нужную мне роль. Но никогда ни в каких интригах я не участвовала. Да, я закрытая. Меня такой сделали люди. Всегда жду какого-то подвоха... Я человек решительный, и это помогает мне сохранить волю. На всю жизнь я поняла истину: нужно всегда работать над собой. Стоит дать себе слабину — и все.
«Нужно всегда сохранять достоинство»
Она не смотрела по телевизору фильмы со своим участием. Говорила, что испытывает неловкость. Но до последнего следила за всеми новостями. Например, когда в 2012 году «Бурановские бабушки» поехали участвовать в конкурсе «Евровидение», сама нашла телефон их представителей и по громкой связи пожелала им победы.
О своей внешности и о секретах красоты отвечала просто:
— Я не могу ходить распущенной, неприбранной. Встану утром и, прежде чем выйти на улицу, причешусь красиво, сделаю макияж, долго и придирчиво буду одеваться. Знаете, когда я пришла в Малый театр, у нас в труппе работали три актрисы, которые окончили Смольный институт. А у них особые осанка, способ общения — в общем, способ жизни. Как они ходили, как выглядели! Я у них училась. На гастролях мы много говорили, и меня учила Елена Николаевна Гоголева, у которой было строжайшее дворянское воспитание. Нужно всегда сохранять в себе достоинство. Как внешне, так и внутренне. Я уже не говорю, что человек стареет и плохо выглядит, когда совершает плохие поступки. Это главное условие — не делать зла другому. И не надо лгать.
«Знаю, что такое одиночество»
В последний раз мы общались уже по телефону, когда актрисе исполнялось 90 лет. Быстрицкая плохо говорила, призналась: давно не выходит из дома и почти ничего не видит. Но опять же четко, с только ей свойственной силой сказала, что держит себя в руках, даже в постели делает зарядку. И плачет, если только находится в комнате одна, чтобы никто не видел ее слез. Жалела в последнее время, что так и не получилось родить детей.
— Я знаю, что такое одиночество, всякое было в жизни, — говорила тогда актриса. — Из родственников у меня семья брата и семья сестры. Есть близкие подруги. Я постоянно с кем-то общаюсь. Так что одиночества у меня нет!
Но на этих словах Элина Авраамовна замолчала. И... заплакала. Потом попросила: «Только никому не рассказывайте!». На этом и расстались.