"Капитан Марвел": феминизм и супергерои в открытом космосе

Sobesednik.ru — о том, почему первый фильм компании «Марвел» о женщине-супергерое не так хорош, как о нем говорят

Фото: Кадр из фильма "Капитан Марвел"

Sobesednik.ru — о том, почему первый фильм компании «Марвел» о женщине-супергерое не так хорош, как о нем говорят.

«Капитан Марвел» — картина, в центре сюжета которой находится получившая нечеловеческую силу землянка Кэрол Денверс, безусловно, невероятно значима для всей марвеловской киновселенной. Она, с одной стороны, обозначила новую фазу развития киносериала о супергероях, где на первые позиции выходят совершенно новые персонажи, отправляя на покой таких легенд, как Капитан Америка и Железный человек. С другой — эта лента была призвана исправить чудовищную несправедливость, связанную с отсутствием сольных фильмов о супергероинях в столь разнородном киноальманахе.

У DC эту функцию выполняла «Чудо-женщина» с очаровательной израильтянкой Галь Гадот в роли сверхсильной амазонки Дианы — обладательницы пуленепробиваемого корсета и Лассо истины. Эта картина двухлетней давности хоть и имела ряд преимуществ в виде впечатляющих батальных сцен и эффектной внешности главной героини, но была, увы, невероятно посредственной в плане драматургии. И все-таки американская общественность встретила ее овациями и крайне возмутилась отсутствием у фильма Пэтти Дженкинс номинации на «Оскар» в 2018 году. Примерно такой же реакции теперь, полагаю, стоит ждать и в отношении «Капитан Марвел», которая, замечу, экипирована уже не в стиле Зены — королевы воинов. И как бы далеки нам ни казались «оскоровские» переживания Голливуда с распределением побед исключительно в пользу картин, затрагивающих важные для общественности темы равноправия полов и рас, считаться с превалированием политкорректности даже в тех американских фильмах, где взаимотношения разных социальных групп далеко не самое важное, нам так или иначе придется.

Кадр из фильма "Капитан Марвел" // Фото: скриншот с YouTube

Другой вопрос — насколько «Капитан Марвел» при всем своем социально значимом посыле отвечает запросам аудитории и тому уровню, который сама же студия установила в других своих проектах. И ответ на этот раз неутешительный: лента, быть может, важна как высказывание, но по своим художественным особенностям находится в нише самых середнячковых марвеловских фильмов.

Главная героиня, девушка по имени Верс, — в соответствии с уже заезженным студией в своих картинах каноном взбалмошная бунтарка с добрым сердцем и отсутствием воспоминаний о прошлом. Она проходит обучение для попадания в звездный состав армии инопланетной расы кри, которая ведет бесконечную войну с народом скруллов — безжалостными космическими метаморфами, способными принять облик любого живого и неживого объекта. Словом, непосвященным в терминологию супергеройских комиксов на первых минутах будет крайне тяжело интерпретировать происходящее на экране.

Желание вспомнить свою прошлую жизнь приводит Верс на всеми нами любимую Землю 1990-х годов с только что обретшими популярность компьютерами на Windows, видеопрокатами и звучащими за кадром песнями группы Nirvana. Экзистенциальные поиски Верс, написанные точь-в-точь по Кэмпбеллу и Проппу, завершаются воссоединением со старыми друзьями (при большом желании в этой линии можно разглядеть даже гомосексуальный подтекст) и знакомством с новыми партнерами, которые помогают героине узнать правду о происхождении ее суперспособностей, а еще — кто виноват и что делать.

Персонаж, призванный стать любимцем публики, и Ник Фьюри // Фото: скриншот с YouTube

В целом ориджин Кэрол Денверс (Верс — в сокращении) сюжетно и постановочно ничем не отличается от аналогичных историй, рассказывающих о становлении других героев: все те же снижающие пафос шутки (пара смешных, пара предсказуемых), все те же колебания центрального персонажа, как бы кричащие о том, какой он неоднозначный, та же насыщенность красок и некоторый сумбур мотиваций и поступков, то же стремление вызвать у публики вау-эффект, включив совсем не вписывающиеся в общую обстановку фильма, но всеми любимые рок-композиции. Отличие только одно — все это происходит не с ужасными неполиткорректными маскулинными субъектами, а со смелой и храброй женщиной.

Сожаление вызывает и то, что «Марвел» при желании могли бы сделать этот важный для киновселенной фильм куда более оригинальным, ведь студийные боссы уже разрешали режиссерам привносить авторский почерк в те или иные проекты, примером чему служат «Стражи Галактики» ныне уже уволенного Джеймса Ганна и «Тор: Рагнарек» Тайки Вайтити. Однако на сей раз компания решила не рисковать, поскольку кино о девушке, заранее объявленной самым сильным персонажем во всем киносериале, видимо, уже стоит воспринимать как нечто эпохальное.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика