Фото с историей. Шерлок Холмс и Доктор Ватсон на подмосковной даче
Весной 1982 года у камина расположились три джентльмена. Четвертый, друживший с хозяином дома, сделал эту фотографию
Ранней весной 1982 года у камина на старой подмосковной даче расположились три джентльмена. Четвертый, друживший с хозяином дома и навестивший его в тот день, сделал эту фотографию.
Почти Бейкер-стрит
Сцена у камина была снята на даче Василия Ливанова в поселке Николина Гора. Участок там в свое время получил его отец Борис Ливанов, знаменитый актер МХАТа, обладатель Госпремии и нескольких Сталинских премий. Строительство дома началось в 1950 году. Дача в итоге получилась небольшой, одноэтажной, но семье хватало места, и гостей в доме принимали с радостью.
Особенно часто в начале 80-х годов к Ливановым приезжали Виталий и Мария Соломины. Познакомившиеся в 1979 году на пробах к первому фильму про Холмса и Ватсона актеры к тому моменту уже дружили семьями.
– Мы ездили к Ливановым и с ночевкой, и так, одним днем, – вспоминает Мария Соломина. – Своей дачи у нас в тот момент не было. Мы долго строили в Вороново, где был кооператив Малого театра, а когда наконец достроили, отказались от дачи, потому что это был большой дом на четыре семьи – как теперь говорят, таунхаус. Нам такой не подходил. Потом уже мы купили свою дачу в Хлебниково, но это позже. У Ливановых же мы очень любили бывать. Это сейчас в Николиной Горе все раскуплено, порезано и застроено, а раньше там ничего нельзя было ни продать, ни купить – только получить. И там были дивные большие участки под высокими соснами. Летом Ливановы там жили постоянно, а зимой бывали наездами, хотя дача зимняя, там было паровое отопление. Но поскольку у Лены была работа (Елена Ливанова работала художником-постановщиком на «Союзмультфильме». – Ред.), приезжали только на выходные. Сейчас они пристроили к даче два больших флигеля, потому что дети взрослые, а в то время это был небольшой домик со стеклянной верандой, с тремя или четырьмя комнатами, одна из которых – с настоящим камином.
Этот камин и часть обстановки можно увидеть на снимке, который сделал фотограф ТАСС Владимир Завьялов, тоже друживший с Василием Ливановым. По воспоминаниям Марии Соломиной, он случайно оказался в тот день на даче и застал в гостиной сценку, как будто дело происходило на Бейкер-стрит.
Трое у камина
Василий Ливанов – не только актер, но и сценарист и писатель, и в руках у него пьеса, которую он в тот день читал гостям. Те много смеялись. На столике под рукой – пепельница.
– Ливанов весьма заядлый курильщик и, в отличие от Шерлока Холмса, курил отнюдь не трубку, – рассказывает Мария Соломина. – Он в какой-то момент бросал, но не очень успешно и в тот период курил активно. А Виталий Мефодьевич курил очень мало, курящим мужчиной в общепринятом смысле он не был. Мог взять сигарету на репетиции, например, а дома – вообще никогда.
На фото поклонники фильма о Холмсе и Ватсоне, конечно, узнают пса Тори – вернее, английского бульдога Бамбулу, который сыграл его в «Сокровищах Агры» через год после того, как был сделан снимок. Как рассказывал впоследствии Василий Ливанов, Бамбула справился с ролью без проблем и даже получил за работу гонорар – по расценкам массовки.
Собака прожила у Ливановых до 1984 года, а потом, когда у супругов родился младший сын Николай, пришлось передать его заводчику, и Бамбула переехал в Германию.
– Вася и Виталий сидели в креслах, Бамбула пришел к ним и вот так встал, прислушиваясь, – рассказывает Мария Соломина. – Фотограф говорит: смешно, будто беседа. И сфотографировал всех троих. Вот так случайно получился прекрасный снимок.
Сосны и кони
По словам вдовы Виталия Соломина, тот визит в Николину Гору случился ранней весной. Было довольно тепло, и днем Ливановы и Соломины катались на лошадях.
– Напротив дачи, через реку, был конный завод. Вася, когда был маленький, там немного работал. А потом любил кататься верхом. И поскольку Виталий тоже любил лошадей, мы туда ходили. Я совсем не наездница, а Виталий в тот раз сделал несколько кругов галопом, отвел душу. Помню, был ясный солнечный день.
Самым популярным развлечением в Николиной Горе были прогулки – под соснами, на реку, на поля неподалеку.
– Летом наши дети там ели капусту прямо с поля – сколько ее вообще можно съесть сырой, откусывая от кочана, – смеется Мария Соломина. – У Василия Борисовича 19 июля день рождения, и если было солнечно, мы обязательно купались. Но большую часть времени проводили за разговорами. Ливанов – удивительный рассказчик. У него великолепный юмор, он помнит все истории – из детства, про великих мхатовских стариков, про Пастернака, с которым его отец дружил. Всё, что сейчас можно прочесть в его двухтомнике, нам преподносилось устно, и это было прекрасно.
Владимир Завьялов сделал в тот день еще один снимок – на застекленной веранде, где у Ливановых стоял большой круглый стол. На нем чай, растворимый кофе, сгущенка, сахар, колбаса и другие нехитрые дачные угощения. За столом – Мария и Виталий Соломины с дочерью Настей, в то время еще единственной, Елена и Василий Ливановы с сыном Борисом. Вечер, горит трехрожковая люстра. Хозяин дома читает вслух свою пьесу…
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №08-2019 под заголовком «Джентльмены на даче».