Как "Кин-дза-дза!" родилась из "порфеля" Леонова

Более тридцати лет назад, когда «Кин-дза-дза!» вышла на экраны, критики ругали ее нещадно. Теперь называют пророческой

Фото: кадр из фильма

Более тридцати лет назад, когда кинокартина «Кин-дза-дза!» вышла на экраны, критики ругали ее нещадно. Теперь называют пророческой. 

Премьера: 1 декабря 1986 г.

Хронометраж: 135 минут.

Режиссер: Георгий Данелия.

В ролях: Станислав Любшин, Юрий Яковлев, Евгений Леонов и другие. 

На Плюк Яковлев сбежал из больницы

История о том, как двое землян чудесным образом попадают на планету Плюк, поначалу была непонятна даже некоторым из создателей фильма. Да и потом зрители еще долго думали: что хотели сказать авторы?! Язык какой-то непонятный, на экране – песок, ржавые железяки и очень странные люди.

– Человечество много лет смотрит в небо и думает: кто же там живет? Ждут, что кто-то прилетит оттуда и сделает всех счастливыми, – рассуждает с «Собеседником» о замысле кинокартины режиссер Данелия. – И вот мы с моим соавтором сценария Резо Габриадзе подумали: а такие ли хорошие обитатели других планет? Отсюда и начали придумывать сюжет. Писали сценарий долго, сложно. Сколько по времени? Не знаю. Как-то мы перебрались из моей квартиры работать в гостиницу. Окна нашего номера выходили на посольство какого-то африканского государства. Однажды я спросил: «Скажи, Резо, сколько дней мы уже пишем?» На что он показал в окно: «Смотри на того военного у посольства. По погонам видно: старший лейтенант. А ведь когда мы начинали, он был сержантом!»

Когда сценарий был готов, его показали киночиновнику Александру Камшалову. Тот смог прочитать только четверть текста, но разрешение дал, сказав: «Я ничего не понял. Но вам верю. Только учтите – антисоветчины не допущу!» Он так и не понял, что будущая кинокартина рассказывает о разделении общества на представителей власти, которым можно все, и на обычных людей. А в фильме – на чатлан и пацаков. 

– Я ведь тоже ничего не понял тогда из сценария, – признавался в свое время исполнитель роли жителя планеты Плюк по имени Би Юрий Яковлев. Кстати, изначально роль писалась на Алексея Петренко, но тот отказался. Затем репетировал Валентин Гафт, однако и тот по своим причинам решил не участвовать. Тогда позвонили Яковлеву. – Я тогда лежал в больнице. Данелия пригласил пообщаться и спросил, когда смогу. Ответил: сейчас! И сбежал из больницы на киностудию. Ни после прочтения сценария, ни во время съемок я не понимал, что за сюжет. Осознание этой философской истории ко мне пришло уже после того, как посмотрел фильм.

Из словаря жителей планеты Плюк:

Пацаки – низшие представители жителей.

Чатлане – высшие представители.

КЦ – спичка.

Цак – колокольчик для носа.

Эцилопп – представитель власти.

Пепелац – межзвездный корабль.

Ракета с «Пионерским салютом»

Изначально будущая кинокартина называлась «Космическая пыль». Но в процессе съемок из сценария выпала роль продавца космической пыли. Его должен был играть Леонид Ярмольник. Даже во время съемок режиссер еще задумывался, как же назвать фильм. Однажды во время перерыва Евгений Леонов, который сыграл Уэфа, затянул музыкальную белиберду, переделывая слова «портфель» и «кинза»: «У меня порфель-фель-фель, а в порфеле киндза-дза-дза-дза...» Георгий Данелия эти слова запомнил и вскоре объявил, что их фильм будет называться «Кин-дза-дза».

География съемок кинокартины обширная: пыльные чердаки павильонов «Мосфильма», заброшенный завод в московских Черемушках, метро и подвалы Театра Советской армии. Но основные съемки проходили в песках туркменской пустыни Каракумы.

– Знаете, мне кажется, что инопланетяне не хотели, чтобы мы сделали этот фильм. Столько было происшествий во время работы! – признается Георгий Николаевич. – Декорация почему-то уехала из Москвы на Дальний Восток. В результате мы ждали ее в Туркмении целый месяц. Когда дождались, оказалось, что у наших артистов – Яковлева, Леонова и Любшина – осталось всего-то три дня на съемки, пора уезжать работать в своих театрах. Пришлось снимать в быстром режиме. И это при жаре под 60 градусов! Наш художник для полноты ощущений решил подкоптить корабль пепелац. Кстати, сделали его из хвостовой части самолета ТУ-104... И... корабль наполовину сгорел. Быстро как-то залатали. Иногда был брак по пленке, декорации падали... А когда из Японии привезли для ракеты особый домкрат с пультом управления, на таможне нам отказались технику выдавать – каких-то бумажек не хватило. 

Пришлось тогда съемочной группе выходить из положения. Ракету размером в 50 сантиметров изготовили из куска ржавой трубы. Обмотали проволоками. Чтобы она взлетала, снизу подцепили к ней «Пионерские салюты», которые купили в «Детском мире». На обычный стол насыпали песка. В середине сделали дырку. Ракету закопали туда, за ее нос привязали леску. Снизу петарды поджигали. Ракета вылетала из-под песка, а чтобы летела вверх, ее тянули за леску. Получились комбинированные съемки. Кстати, потом американцы обращались к Георгию Данелии – придумать похожие спецэффекты для их фильма. Они никак не могли понять, как такое можно сделать в обычных условиях!

На премьере фильм провалился

Все боялись за Евгения Леонова, который незадолго до съемок перенес операцию на сердце. Было так жарко, что некоторые сотрудники падали от теплового удара. Чтобы хоть как-то облегчить труд актеров, съемки начинали в пять утра, когда не такое жаркое солнце. А репетировали сцены... стоя в воде гостиничного бассейна. 

– Для костюма, в котором снимался Леонов, мы взяли скафандр водолаза. Вывернули его ворсом наружу и подпалили зажигалкой, – вспоминает художник фильма Теодор Тэжик. – Импровизировали как могли прямо на месте. Собрали в пустыне железные отходы от испытаний ракет и использовали в кадре. 

Но для основных костюмов героев использовали теплые майки и кальсоны от фирмы «Заря». Их обесцвечивали в хлорке, а ворс местами выжигали. Кстати, в гостинице некоторых членов съемочной группы обворовали. Например, у Леонова из номера вытащили всю одежду. Он остался в одних спортивных трусах. В результате несколько дней, пока не нашли ему новую одежду, артист проходил в жарком костюме своего героя. Импровизировали во время работы и со звуком. 

– Среди пустыни мы обнаружили огромный завод по изготовлению... сажи. В печах на этом заводе жгли угольные стержни, а подающие эти стержни механизмы издавали страшный, ни на что не похожий скрежет. Мы и решили использовать этот шум в фильме, – вспоминает звукорежиссер Екатерина Попова.

– В Доме кино на премьере наш фильм провалился. Я видел по глазам зрителей, что он не понравился. Хотя понравился моему внуку, которому тогда было шесть лет. Потом был просмотр в кинотеатре «Космос». Перед показом я сказал: «Фильм длинный, двухсерийный. Я сейчас уйду и вернусь к финалу. Кому надоест, не стесняйтесь, уходите. А потом, даже если останется один человек в зале, все равно отвечу на вопросы». Когда я вернулся, зал был полным. Овация минут на десять. Фильм и сейчас смотрит с большим интересом почему-то именно молодежь. И в разговорах вспоминают язык жителей планеты Плюк. И я этому рад!

 

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №06-2019 под заголовком «"Кин-дза-дза!" родилась из "порфеля" Леонова».

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика