"Игра с шедеврами": посмотри на искусство детскими глазами
В Еврейском музее и центре толерантности открылся проект «Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович»
В Еврейском музее и центре толерантности открылся уникальный семейный проект — выставка «Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович». Экспозиция выстроена как аттракцион, где для знакомства с работами нужно залезть на лестницу, пригнуться, съехать с горки или заглянуть в шкаф. И увидеть ни что-нибудь, а шедевры модернизма и современного искусства — работы Казимира Малевича и Фрэнсиса Бэкона, Роя Лихтенштейна и Виктора Пивоварова, Натальи Гончаровой и Марины Абрамович, Альберто Джакометти и Бриджет Райли, Ансельма Кифера и Нико Пиросмани.
Открывая выставку, директор Еврейского музея и центра толерантности Александр Борода подчеркнул, что главные гости проекта дети с их родителями. Для них организовано комфортное интерактивное расположение полотен, для понимания выставки не нужны какие-то дополнительные знания, а каждые выходные будут идти тематические мастер-классы и воркшопы, посвященные эмоциональному интеллекту, на развитие которого и нацелен проект.
Но не только в горке по центу экспозиции и расположении картин на уровне детского роста (хотя это очень важно) заключена идея семейного проекта выставки. Взрослые часто ощущают себя на выставках современного искусства потерянными, недостаточно образованными. Поэтому они идут в музеи с уже сформированными ощущениями школьников, которые знают, что провалят экзамен, еще не открыв дверь класса. Здесь же не нужно ничего знать — нужно положиться на ощущения, посмотреть на все глазами детей и поговорить с ними об этом.
Как мудро заметила сокуратор выставки и Директор детского центра Еврейского музея и центра толерантности Ирина Дворецкая, «чтобы стать счастливыми, [будучи уже] взрослыми, о своих эмоциях нужно говорить и думать, будучи детьми».
Провожая журналистов на выставку, кураторы подчеркнули, что презентация не подразумевает экскурсии — нужно просто посмотреть и почувствовать. На входе в экспозицию стоит стул перед пустой рамой — присядьте на него перед началом осмотра: картина научит вас запоминать ощущения, а они будут сильными.
Прогулка по нескольким залам экспозиции обостряет все органы чувств и поднимает такую эмоциональную «пену», что требуется время на вербализацию эффекта от выставки. И до сих пор это трудно объяснить, это нужно почувствовать.
Выставка в интерактивной форме рассказывает о сложности и вариативности человеческих эмоций, о том, что можно одновременно испытывать сразу несколько чувств, о том, как важны сила звука, визуализация, тактильность восприятия. Сходите и почувствуйте, вы не пожалеете.
В данный момент в музее также работают две временные выставки — «Тоска по мировой культуре: библиотека О. Э. Мандельштама» и «Анна Франк. Дневники Холокоста».
* * *
фото: Мария Карпухина / Sobesednik.ru