Новости дня

19 февраля, вторник




















18 февраля, понедельник

























Фото с историей. Спартак Мишулин – мой друг Карлсон

«Собеседник» №04-2019

Спартак Мишулин в костюме Карлсона и Ольга Аросева на служебном входе Театра сатиры // Фото: Виталий Арутюнов
Спартак Мишулин в костюме Карлсона и Ольга Аросева на служебном входе Театра сатиры // Фото: Виталий Арутюнов

В последнее время о Спартаке Мишулине вспоминают исключительно как о неверном муже, якобы нагулявшем внебрачного сына, который благодаря скандалу стал звездой ток-шоу. Однако прежде всего Мишулин был большим артистом. За его плечами – более 80 ролей в кино и в театре. Одна из главных – Карлсон.

Плучек обиделся на Мишулина и Аросеву

Эта фотография из начала 1980-х годов. Артист Спартак Мишулин после спектакля «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» вышел к служебному входу Театра сатиры и встретил актрису Ольгу Аросеву. Момент их беседы успел зафиксировать фотограф Виталий Арутюнов.

– В те годы я часто бывал в Театре сатиры, делал фотографии актеров на сцене и за кулисами, как говорится, был уже своим, – вспоминает в разговоре с «Собеседником» Виталий. – В тот день я привел сына на спектакль про Карлсона. По окончании мы вышли на служебный вход, где висели наши пальто в гардеробной, и я увидел, как Спартак Васильевич в костюме своего героя разговаривает с Ольгой Александровной. Как-то по профессиональной инерции и сделал снимок. Благо фотоаппарат был всегда с собой. Вообще, и Аросева, и Мишулин мало тогда играли в театре. Говорят, художественный руководитель театра Валентин Плучек был обижен из-за того, что эти актеры участвовали в знаменитом «Кабачке «13 стульев». Он им говорил: «Не унижайте себя, играя там». Но запретить не мог. В то время звездами на сцене в этом театре были Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Александр Ширвиндт, Татьяна Васильева.

Рассматривая эту фотографию, актриса Татьяна Егорова (та самая, которая когда-то рассказала о близких отношениях с Мироновым в книге «Андрей Миронов и я») не может сдержать эмоций.

– Я играла сестру Малыша по имени Бетан. Это было в 1968 году, – вспоминает Татьяна Николаевна. – Карлсон – единственная главная роль Спартака за годы работы в Театре сатиры. Играл он гениально! Имея восточную внешность, полностью преображался в этом рыжем парике и с веснушками, становился совсем другим человеком. По жизни Спартак ведь не был таким хулиганом.

Взглянув на фото, нельзя не заметить мешковатость одежды Ольги Аросевой, что идет вразрез с ее экранным образом – утонченной пани Моникой.

– В жизни Аросева вовсе не была модницей, одевалась просто: штаны, куртка, шапка, – поясняет Егорова. – Она выглядела не очень женственной, что ли, грубоватой. Это я не в обиду, так было на самом деле. Не могу сказать, что Аросева и Мишулин сильно дружили, но много ездили с концертами по стране. Они же были популярными благодаря телепередаче «Кабачок «13 стульев». У них была своя шайка. Мы с Андреем Мироновым тоже пробовали там сниматься, но нас выкинули, не понравились мы им.

«Дочка, лови парик!»

Поначалу роль Карлсона должен был играть актер Борис Новиков. А Спартак Мишулин на этом спектакле был помощником режиссера Маргариты Микаэлян. Но недели за две до премьеры Новиков заболел, и пришлось Спартаку Васильевичу спасать спектакль. В этой роли он и остался на долгих 37 лет.

– Мне кажется, я увидела этот спектакль года в три-четыре, – вспоминает в разговоре с «Собеседником» дочь актера, Карина Мишулина. – Когда я видела, как восхищались Карлсоном дети, мне хотелось с гордостью крикнуть: «У вас такого друга нет, а у меня есть! Это мой папа!» У нас с ним была одна игра: когда заканчивался спектакль и папа садился в лифт, чтобы поехать на тот этаж, где находилась его гримерка, я должна была побежать в это время по ступенькам, чтобы оказаться раньше него. Лифт открывался, папа снимал парик и бросал мне, а я ловила. Эта стало нашей традицией.

Карина вспоминает об одном ЧП, случившемся с Карлсоном:

– На первых спектаклях в самом начале Карлсон вылетал из-за кулис. Однажды трос оборвался, и папа упал. Сильно повредился, но смог доиграть спектакль до конца. Потом руководство запретило этот трюк.

Мишулину всегда дарили варенье, печенье. Хотя сам он сладкое не очень жаловал. Когда снимался телеспектакль «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», артист сделал семь дублей, в каждом из которых ему пришлось съесть по целой банке малинового варенья. С тех пор он варенье не переносил. 

По-еврейски – «сумасшедший»

Оказывается, именно Ольга Аросева способствовала тому, что провинциальный актер Спартак Мишулин появился в столичном Театре сатиры.

«Он работал в Калинине (теперь – Тверь) с моей сестрой – Еленой Аросевой, – рассказывала при жизни Ольга Александровна. – Затем режиссер Владычанский увез их в Омск. Я навещала сестру и так познакомилась со Спартаком. Потом он присылал мне телеграммы: «Поздравляю с премьерой. Мишулин». А в театре думали – сумасшедший какой-то. Кстати, по-еврейски «мишугине» – «сумасшедший»... Я предложила Спартаку показаться нашему руководству. Показался. Понравился. И стал работать в нашем театре».

В последний раз Спартак Мишулин сыграл Карлсона за месяц до смерти, на гастролях в Чите.

– Папа любил этот образ, – замечает Карина. – Оставшись в детстве без родительской любви (маму сослали как «врага народа», а отца своего он не знал), Спартак Васильевич в роли Карлсона хотел раскрыть тему одиночества ребенка. Его герой был такой трогательный... Папа и в жизни был большим ребенком, в хорошем понимании этого слова. Я, когда вспоминаю финальный монолог Карлсона о дружбе, который отец исполнял от лица детей, всегда плачу. Сами посмотрите...

«Люди, взрослые! Вечно занятые взрослые, вспомните! У вас в детстве был свой колокольчик? Вы слышите нас?! Откройте окна! Откройте настежь! Чтобы я мог увидеть каждого. И чтобы каждый из вас звонил в колокольчик!»

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №04-2019 под заголовком «Мой друг Карлсон».

поделиться:


Колумнисты


Читайте также

Оформите подписку на наши издания