Режиссер фильма "Праздник": Способ окупиться нам, по сути, отрезали
Главная киноинтрига новогодней ночи – грядущая премьера фильма Алексея Красовского «Праздник» в интернете
Главная киноинтрига новогодней ночи – грядущая премьера «неправильного» фильма Алексея Красовского «Праздник» в интернете.
Лента заявлена как «черная комедия», место действия – блокадный Ленинград, где партийная элита жила заметно лучше простых горожан. В ролях: Алёна Бабенко, Павел Табаков, Ян Цапник.
В обществе возникла бурная дискуссия о том, можно ли нам смотреть такое кино. Прокуратура затребовала сценарий, режиссер отказал. В сегодняшних условиях рассчитывать на прокат в российских кинотеатрах наивно, поэтому было принято решение выложить фильм в YouTube 31 декабря. Роскомнадзор уже заявил о желании блокировать «Праздник» прямо в новогоднюю ночь. Возможно, в этом и будет состоять «черная комедия», которую все желающие россияне смогут наблюдать в режиме онлайн. Накануне виртуальной битвы с цензорами режиссер ответил на вопросы «Собеседника».
– В фильме события происходят тоже 31 декабря, поэтому спешим успеть, чтобы зрителям было проще прочувствовать время действия, – комментирует выбор даты Алексей. – Посмотреть фильм можно будет совершенно бесплатно. Если понравится – внизу будут указаны реквизиты, куда можно перечислить любую сумму. Другого способа победить цензуру в нашей стране я не придумал.
– Показ на этом канале могут заблокировать?
– Могут.
– И как подстрахуетесь?
– Мне уже отключали монетизацию на этом канале. К счастью, есть и другие люди, способные выпустить фильм со своих каналов, или другие ресурсы. Сегодня доставить контент зрителю намного проще, чем раньше.
– Говорят, что палки в колеса вам начали вставлять еще во время работы...
– Было такое. Например, как-то свет отключили в студии, когда мы записывали артистов. Сначала несколько раз взвывала сигнализация, хотя никто не курил, затем решили просто обесточить нас.
– Предполагаете, это специально?
– Возможно, это плановый апокалипсис, которые случаются в нашей стране регулярно... Но на «Празднике» их было очень много. Например, за неделю до съемок нам отказал один питерский институт, в который раньше легко впускали снимать. Впрочем, хороших примет было не меньше, поэтому не буду нагнетать.
– Знаю, что вас проверял ОБЭП. Что они хотели?
– Я не знаю. Наверное, рассчитывали найти что-нибудь в чеках и бланках. Мы купили ёлку как бракованную, например, а эксперты потом скажут, что она тянула на «мисс Ёлка года» и должна была стоить в три раза дороже. Может, так?! Они запрашивали у музея, где мы снимали, документы: мало ли, вдруг они нас бесплатно впустили, и тогда можно было наказать их и нас одновременно. Но нет, нам с оператором за все пришлось, к сожалению, платить самим. В настоящий момент практически все, кто нам оказывал какую-либо помощь, а таких людей и организаций было много, предпочли снять свои имена и названия из титров. Связываться с нашими карающими органами никто не хочет, а в правосудие не особенно верят.
– Вас вызывали в другие правоохранительные органы?
– Да. Хотели возбудить дело, а для этого надо получить от меня сценарий и фильм. Арестовывать человека по материалам журналистских статей и криков в интернете они пока не умеют... Если за нас взялся отдел по борьбе с экстремизмом и терроризмом, догадываюсь, что хотели или хотят инкриминировать классику наших дней – 282-ю статью (экстремизм, возбуждение ненависти или вражды. – Ред.).
– Кстати, каков бюджет фильма? И как он окупится?
– На съемки ушло 3,5 миллиона рублей моих денег, с операторским цехом рассчитывался оператор Сергей Астахов. Когда съемки были закончены, поступило еще сто тысяч рублей от людей, отправивших деньги с помощью ресурса Planeta.ru. (Кстати, на этот ресурс некоторую сумму перевела в бюджет фильма вдова Олега Табакова актриса Марина Зудина, сын которой – Павел Табаков – там снялся. – Ред.) После съемок с картиной приходится еще долго работать: цветокоррекция, звук, трейлер – все это тоже чего-то стоит. Признаться, я думал, что удастся провернуть такой же трюк, как с моим фильмом «Коллектор», когда в нас тоже никто особо не верил и фильм сняли за те же деньги. Но тогда нас не запрещали и дали выйти в прокат. Сейчас такой способ окупиться нам, по сути, отрезали. Ни телеканалы, ни стриминговые платформы – никто не хочет связываться.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №50-2018 под заголовком «Роскомнадзор заблокирует "Праздник"».