Дмитрий Киселев: Прочту рэп на нудистском пляже
Телеведущий Дмитрий Киселев – о рэп-фестивале, о ценности русского мата и об аудитории Навального
Телеведущий Дмитрий Киселев – о рэп-фестивале, о ценности русского мата и об аудитории Навального.
Второе воскресенье подряд вальяжный Дмитрий Киселев не похож сам на себя. Сначала в «Вестях недели» заступился за рэперов, потом защитил русский мат. С чем связана смена имиджа, Sobesednik.ru спросил у самого ведущего.
«Экстремизма в текстах Хаски нет»
– По вашим словам выходит, что обвинения в пропаганде наркотиков и суицида, которые силовые структуры пытаются предъявить Хаски и другим рэперам, надуманные.
– Безгрешных нет. Но я прочел, наверное, все тексты рэперов и многое прослушал. Честно говоря, ни разу не наткнулся ни на какой экстремизм. Об этом и сказал.
Хайп, который вызвал мой комментарий в «Вестях недели», не оставил мне вариантов, кроме как выступить с инициативой провести с 28 по 30 августа 2019 года нормальный международный фестиваль рэпа в Коктебеле. Его несложно сделать паровозиком вслед за джазовым фестивалем Koktebel Jazz Party на той же площадке, на нудистском пляже у кромки воды.
– Ну джаз-то вы играете не на нудистском пляже?
– Как раз на нудистском.
– Обалдеть!
– А что вас удивляет?
– Не представляю Бутмана с саксофоном вместо плавок.
– В данном случае все одеты. Кто хочет, может и раздеться, но пляж – это просто удобная площадка.
– Нудистов на время фестиваля разгоняете?
– Нормальные нудисты, как правило, кучкуются. Это же не сумасшедшие из Femen. Нудисты не заходят в толпу одетых людей. Мы договариваемся.
Я основал джазовый фестиваль в 2003 году, при Украине, как там говорят. И чтобы поддержать нудистскую традицию в Коктебеле, начало которой положил еще поэт и художник Серебряного века Максимилиан Волошин (его называют дедушкой русского нудизма), решил провести фестиваль на пляже. Волошин считал, что одежда делает человека более сексуальным. Поэтому ее нужно снять и думать о возвышенном.
– Вы тоже такие думы практикуете?
– Нет, я не нудист. Просто с уважением отношусь к многоцветью культурных традиций.
«На свист никто не съедется»
– Приедут ли американские рэперы?
– У нас выступают джазовые музыканты из Америки. Думаю, что и рэперы приедут. Почему нет? Например, Face называет Россию лучшей страной мира.
– Face наш.
– Баста прекрасно говорит о России, о своем родном городе Ростове-на-Дону. А Хаски – о бурятском военном моногородке, в котором он вырос.
– Они тоже наши. А я говорю о западных рэперах. Есть, например, американский музыкант Канье Уэст: он поддерживает Трампа, встречался с ним в Белом доме. Не думаю, что Уэст поедет в Коктебель, который Америка не признает российским. И, честно, видя, что вы не очень разбираетесь в западных рэперах, не понимаю, как вы сможете собрать фестиваль...
– Организация фестиваля – системная работа, на свист никто не съедется. Нужно определиться с арт-директором. Или даже двумя. Они и будут приглашать рэперов, консультировать меня.
– Сами выступите? Вы уже в эфире показали, что умеете читать под бит.
– Да, я готовлю сейчас настоящий номер. Уже не Маяковского буду читать, а авторский текст.
Шнур убивает русский язык?
– Почему вы вдруг решили в своей программе защитить еще и мат? Любите матюгнуться?
– Практически никогда не употребляю. Но мы подбираем в «Вести недели» актуальные темы. В их числе – противостояние Иосифа Пригожина и Шнура, и дискуссия о мате продолжается. Мне кажется, это вопрос дозы. Но если мы превратим мат в нечто обиходное, то сам мат себя и убьет. Превратится в пошлость. Мат как ресурс русского языка бесценен. Мат может поднять в атаку! В этом смысле я его поддерживаю. Лишь табу сохранят мат.
– Так вы за табу или за мат?
– Мат – это специя. Если бы Валерия пела густым матом, что осталось бы от творческого своеобразия Шнура? И зачем тогда Шнуру палить общенациональный лингвистический ресурс? В этом смысле он, конечно, наносит большой урон культуре и русскому языку.
– Шнур убивает русский язык?
– Он вредит непропорциональным употреблением нецензурной лексики.
– А кто определяет допустимую дозу? Вы?
– Это называется нравственный релятивизм, когда можно все: почему и нет? У нас язык не сейчас родился, и есть определенные пропорции. Матом пользовались Пушкин, Тургенев, я уж не говорю о Есенине, Маяковском. Но именно как специей...
Шнур поет со сцены, он же как бы деятель культуры. Значит, должен нести ответственность за эту самую культуру. Есть вещи, которые недопустимы. Невозможно снять кинокомедию в контексте блокады Ленинграда...
– Невзоров в недавней колонке в «Собеседнике» говорил, что именно такой подход и поможет снять боль от блокады.
– А у меня другое мнение. Это живой диалог в обществе, его надо вести – о мате или о рэпе.
Отвоевать молодежь у Навального
– Вот вы и взяли на себя роль миротворца?
– Я не то что «взял роль». Просто у меня четверо детей, и мне интересно, какую музыку они слушают.
– Они у вас увлекаются рэпом?
– Слушают, знают. Не могу сказать, что увлекаются. Как и я.
– Обращаясь к темам, интересным молодежи, вы прямо открываетесь с новой стороны… Может, защита рэпа и мата – лишь ширма? А на самом деле вы хотите отвоевать часть аудитории у Навального?
– Как раз не ставлю такую задачу. Я понимаю, что телевидение смотрят люди преимущественно старшего поколения. Моя задача была, как вы правильно сказали, примирить их с собственными детьми. Объяснил на пальцах: ничего ужасного в той музыке, которую слушает молодежь, нет.
Считаю: в целом молодежь у нас здоровая. Да, она неоднородна. Но если есть какие-то отклонения, предлагаю всем вспомнить себя.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №48-2018 под заголовком «Дмитрий Киселев: Прочту рэп на нудистском пляже».