Сокровища судеб "Наполеонова обоза" Дины Рубиной
«Наполеонов обоз» — новый роман в трех книгах давно уже заслужившей читательское признание писательницы Дины Рубиной
«Наполеонов обоз» — новый роман в трех книгах давно уже заслужившей читательское признание писательницы Дины Рубиной. Сюжет, со всеми его ответвлениями, строится вокруг любви и непростых судеб главных героев, зовут которых Надежда и Аристарх. Они встретились и полюбили друг друга еще детьми, потом, как это нередко происходит в жизни, расстались. Вновь судьба их свела в уже зрелые годы.
Дина Рубина верна себе, так что поклонники творчества писательницы и в «Наполеоновом обозе» снова найдут традиционную для автора семейную сагу, корни которой уходят в минувшие столетия, тайны и загадки происхождения героев, огромную любовь — через время, через расстоянья, и даже красивую рыжую женщину. Главная героиня романа Надежда рыжеволоса, как, в частности, женщины в повести Рубиной «Высокая вода венецианцев» и в романе «Синдром Петрушки». В детстве влюбленный мальчик прозвал Надежду, которую деревенская знахарка наделила мистическими способностями, «огненной пацанкой».
В зрелости Надежда — редактор некоего солидного московского издательства и дружит с писательницей Ниной, живущей в Иерусалиме. Сама главная героиня живет в захолустном российском Боровске. Перипетии её трудов и дней способствуют появлению на страницах романа немалого количества новых персонажей, причем и таких, которые вызовут улыбку на лице читателя. Нельзя обойти вниманием взбалмошную сумасшедшую писательницу Калерию Михайловну Чесменову, маститого писателя-нарцисса Михаила Мансуровича Калинника, упивающегося созерцанием на телеэкране себя любимого, соседа Надежды по Боровску — Изюма, в своем роде реинкарнацию шолоховского деда Щукаря. Но роль Изюма в сюжете — не только повеселить читателя: именно он приводит к Надежде её потерянного возлюбленного.
Непременная принадлежность повествования Рубиной — пейзажи, их можно назвать бунинскими, стихия красок и образов. Тексты писательницы, фигурально выражаясь, звучат и пахнут. Запахам на этот раз посвящены целые страницы, поскольку главный герой Сташек (Аристарх Бугров, ведущий свое происхождение от французского адъютанта-переводчика Аристарха Бугеро, сопровождавшего наполеоновский обоз, который увозил из России награбленные французами сокровища) обладает обостренным обонянием. Как всегда у Рубиной, особые способности героев играют в сюжете важную роль.
А что касается звуков, то писательница весьма обстоятельно рассказывает на этот раз о двух музыкальных инструментах — саксофоне и английском рожке: как выглядят, как устроены, как звучат. Саксофон — увлечение Лешека, племянника и воспитанника Надежды, появление которого в жизни главной героини — отдельная и долгая история, а на английском рожке в школьные годы играл Сташек.
Одной из тайн в романе является некий ключик с надписью латинскими буквами на овальной головке, то появляющийся, то исчезающий среди всякой рухляди в семье Матвеевых, в которой вырос Семен Бугров, будущий отец Аристарха. Что это за ключ, как он связан с Наполеоновым обозом и где находится замочная скважина для него, рассказывается в конце первой книги романа.
«Наполеонов обоз» — увлекательное чтение, заставляющее с нетерпением переворачивать страницы. Те, кто ценит такие тексты, прочтут с удовольствием и его первую книгу — «Рябиновый клин», и последующие. Вторая книга романа называется «Белые лошади», третья — «Ангельский рожок». Они тоже вскоре появятся на полках книжных магазинов.