В Год театра режиссеров отодвинут на второй план директоры?
В минувший понедельник в Москве состоялось первое за долгое время собрание театральных директоров — «Директорской ложи»
В минувший понедельник состоялось первое в новейшей истории собрание театральных директоров — «Директорской ложи», председателем которой стал директор Ленкома Марк Варшавер, зам. председателя — Владимир Урин, а членами — около ста директоров московских театров.
Как сказал Варшавер, в начале нулевых подобный директорский клуб, где обсуждали проблемы и делились опытом, в Москве существовал, и вот теперь клубные собрания возродили — они будут происходить раз в месяц.
Первое собрание Ложи прошло в знаменитом Доме Смирнова на Тверском бульваре. Ковровые лестницы, вазы с гладиолусами, свечи на полу, мраморные бюсты, картины на стенах, официанты, звон приборов и бокалов, белые скатерти на круглых столах, за которыми сидели театральные директора и почетные гости. Ждали, что собрание откроет Марк Захаров, но он передал, что болен, так что вместо него выступили Михаил Швыдкой и председатель Мосгордумы Алексей Шапошников — они передали всем приветствие из Администрации президента, поблагодарили мэра за «прелестную Москву» (а на улице по случаю дождя и отсутствия ливневок горожане плыли в обильных ручьях).
Впрочем, собравшиеся с самого начала были настроены «корпоративно», то есть речи были хоть и пламенными, но недлинными, а прессу, усаженную кучкой у стеночки, сразу предупредили: у нас тут ужин, вино, артисты приедут выступать, так что вас мы скоро попросим уйти.
В какой-то момент появилось и уже не отпускало ощущение, что мы попали на заседание булгаковского Массолита (да и Дом Грибоедова тут по соседству), и вот-вот, казалось, зайдут Коровьев с Бегемотом. Но нет. Вместо них появились Владимир Мединский с Александром Кибовским. Министр сразу прошел на сцену, сказал что-то не поддающееся запоминанию про «новый импульс развития» и немедленно отбыл. Где-то на его пути к выходу звонко разбился бокал, и кто-то крикнул «на счастье». Директора продолжили закусывать. И только вахтанговский директор Кирилл Крок что-то деловито обсуждал с визави в соседней гостиной.
Ну а все самое важное, как обычно, за фасадом. Если опустить все тефлоновые парадно-выходные речи, то в сухом остатке, как обычно, окажутся деньги. Впереди у нас Год театра. И на его проведение выделены дополнительно 1,5 миллиарда рублей. Как и на что они будут потрачены, решается сейчас довольно напряженно на разных правительственных заседаниях. Но при любом раскладе без директоров театров в этом деле не обойтись. Это же они в конечном итоге продают спектакли и гастроли, отвечают за театральные финансы. И чиновникам важно, чтобы не было «разброда и шатаний», разных перпендикулярных культурной политике телодвижений в среде театральных менеджеров. Она, эта среда, должна смотреть в одну, нужную Минкульту, сторону. С худруками чиновникам договориться сложно — творческие люди неудобны и независимы, с ними вопросы решать сложно, их проще сразу под арест. А вот директор театра — не бунтарь, он человек рациональный, у него хозяйство, а хозяйству нужен то ремонт, то реконструкция. Так что чиновнику с директором как-то проще контролировать и творческий процесс, используя финансы как рычаг.
Похоже, что в условиях сегодняшней культурной политики главенствующая роль в театрах окончательно переходит к директорскому корпусу. Худруки отодвигаются на второй, «исполнительский» план. А это губительный процесс для русского театра.