Орсон Уэллс и братья Коэны: 7 фильмов о нечестных предвыборных гонках
Sobesednik.ru — о том, как российские и зарубежные режиссеры высмеивают главный демократический механизм
Sobesednik.ru — о том, как российские и зарубежные режиссеры высмеивают главный демократический механизм.
Выборы в Приморье, а точнее их фальсификация привлекла внимание множества СМИ, а вместе с ними и тысяч россиян. Громкая история противостояний двух Андреев (единоросса Тарасенко и коммуниста Ищенко), вероятно, войдет в историю и станет плодотворной почвой для создания фильма какого-нибудь вольно настроенного российского режиссера.
А пока мы довольствуемся малым и с помощью кино вспоминаем, как работают предвыборные кампании и в чем готовы испачкаться политтехнологи ради победы своего кандидата не только у нас, но и на демократическом Западе.
«Гражданин Кейн» Орсона Уэллса (1941)
О том, что американская избирательная система строится не столько на столпах свободы и демократии, сколько на кумовстве и лояльности СМИ, рассказал еще в 1941-м 25-летний уникум и первопроходец идеи субъективной реальности в кинематографе Орсон Уэллс. Его гражданин Кейн, прототипом которого выступил скандально известный медиамагнат Уильям Херст, проходит тернистый путь от успеха и всеобщей любви до жадности и одиночества. Разумеется, помимо владения своей медиаимперией, Кейну для большего обогащения и влияния просто необходимо стать еще и политиком и баллотироваться на пост губернатора штата — для чего герой избирает себе в жены племянницу американского президента.
И хоть политической составляющей в картине Уэллса не так уж и много, критическое отношение режиссера к избирательной системе выведено здесь жирным шрифтом. А посмотреть «Гражданина Кейна» стоит хотя бы для ознакомления с лентой, до сих пор признаваемой многими синефилами одной из величайших за всю историю кинематографа благодаря новаторской работе режиссера со звуком, длинными планами и структурой повествования.
«Хвост виляет собакой» (1997) и «Человек года» (2006) Барри Левинсона
Режиссер Барри Левинсон почти впервые в кинематографе обратил внимание на то, что в современном мире телевидения и цифровизации правят даже не политики и идеологи, а пиарщики и политтехнологи, способные заставить массы видеть на голубых экранах лишь то, что выгодно власть имущим.
«Вилять собакой» («wag the dog») — термин американских политтехнологов, который означает способ замять скандал вокруг какого-то вопроса путем создания искусственной проблемы, способной отвлечь внимание обывателя от скандала. Вокруг этого термина строится и одноименный фильм, повествующий об эгоцентричном продюсере Стенли Мотсе (Дастин Хоффман), которого нанимает Белый дом с целью отвлечь рядовых граждан от сексуального скандала с президентом в преддверии грядущих выборов. Вместе со специалистом по внештатным ситуациям Конрадом Брином (Роберт Де Ниро) Мотс снимает мокьюментари о несуществующем военном конфликте где-то в Албании (предполагается, что большинство американцев плохо представляют себе даже расположение указанного государства) с поистине голливудским размахом: взрывы, террористы и заложники.
Иронично, что всего через пару лет после выхода фильма в Белом доме и правда разгорелся нешуточный скандал, связанный с именами Билла Клинтона и Моники Левински, а вслед за ним — и вооруженный конфликт в Югославии, после чего американских политтехнологов обвинили в отсутствии фантазии и следовании за кинематографом.
Однако на этом насмешки Барри Левинсона над избирательной системой не закончились. Спустя еще девять лет он создает картину «Человек года», рассказывающую об уставшем от собственных шуток комике (Робин Уильямс), который решает баллотироваться в президенты США и неожиданно побеждает. Правда, весьма удачные идея и завязка ленты по ходу фильма как будто забываются режиссером, трансформируясь из интригующей драмы в романтическую комедию.
«О где же ты, брат?» братьев Коэнов (2000)
Увлекательная Одиссея братьев Коэнов о сбежавшем заключенном по имени Эверетт (Джордж Клуни) и его подельниках разворачивается на фоне истории противостояния двух провинциальных и одинаково омерзительных кандидатов за народные голоса: консервативный губернатор-конфедерат и его соперник, тайный член Ку-Клукс-Клана, с одинаковой силой и рвением к власти выкрикивают популистские лозунги, обещают спасение от голода и устраивают провинциальные концерты.
Благодаря своему таланту организации глубоко ироничного кадра Коэны показывают, что со времен Великой депрессии избирательные кампании выигрывает тот, кто наиболее полно сможет удовлетворить нехитрые запросы аудитории — пригласит выступить очень популярный ансамбль «Мокрые задницы» с их главным хитом или собьет конкурента с ног в самый подходящий момент.
«День выборов» Олега Фомина (2007)
А это уже отечественный вгляд на региональную предвыборную кампанию от пресловутого «Квартета И», где есть водка, казаки, помощь РПЦ в лице Михаила Ефремова и зажигательный саундтрек с запоминающимся припевом от Сергея Шнурова. Интересно, что на просторах постсоветского пространства «День выборов» оказался первой лентой о данном демократическом механизме в новоиспеченной свободной республике. Несмотря на первый подобный опыт, «Квартет И» вполне удачно справился с острой сатирой на местные власти нашей средней полосы и их окружение: крепко сбитые, шаржированные образы вкупе с удачно написанными диалогами в стиле лучших российских комедий конца 90-х — начала 2000-х, в отличие от последних киношных работ уже известной всем четверки комиков, еще не успевают вызвать у публики раздражение.
«Мартовские иды» Джорджа Клуни (2011)
Уже успевший засветиться в нашей подборке обладатель голливудской улыбки Джордж Клуни в своей четвертой режиссерской работе «Мартовские иды» решил поведать о внутренней грызне демократов во время праймериз. Не упустив, конечно, возможности сыграть одну из главных ролей — кандидата в президенты Майка Морриса, маститый голливудский актер дал дорогу молодому протеже, к моменту выхода картины уже успевшему стать любимцем женской части публики — Райану Гослингу. В «Мартовских идах» Гослинг вживается в образ помощника кандидата Морриса, идеалистически настроенного юноши Стивена, который разочаровывается в методах своего начальника и становится его противником. Постепенно превращая ленту в триллер с присущим этому жанру саспенсом, Клуни с хирургической точностью препарирует предвыборный процесс, где балом правят ложь и цинизм, а никак не забота о будущем нации.
«Грязная кампания за честные выборы» Джея Роуча (2012)
Очередная комедия о выборах в американский Конгресс высмеивает почти все механизмы американской демократии — от действий политтехнологов и самих кандидатов до зависимости власти от бизнеса и показушной религиозности политиков. Одинаково глупых и карикатурных кандидатов на пост конгрессмена блистательно играют настоящие мастодонты своего жанра — Уилл Фарелл и Зак Галифианакис. Пустившийся во все тяжкие бывалый политик и весьма недалекий, но примерный семьянин сойдутся в схватке за власть, не гнушаясь самыми подлыми приемами для дискредитации друг друга.