"Эволюционный путь" отсева спектаклей: МХТ им. Чехова открыл 121-й сезон
Планами и намерениями на первый после ухода Олега Табакова сезон МХТ им. Чехова поделился Сергей Женовач
Сбор труппы театра уже много лет проходит традиционно: в зале сидят актеры, режиссеры, костюмеры, осветители, гримеры, монтажники сцены... в общем, весь коллектив, а перед ними, спиной к сцене, выступает худрук. В начале прошлого сезона это был еще легендарный Олег Палыч. Теперь – Сергей Женовач, на которого возлагаются надежды (другими словами эту ответственность за флагманский театр и не передашь) вести МХТ дальше.
Иуда Хабенский
В начале своего выступления Сергей Женовач попросил всех собравшихся почтить минутой молчания память недавно ушедшего из жизни режиссера, актера и педагога театра Дмитрия Брусникина. Затем, собственно, объявил, что сезон начнется премьерой спектакля Юрия Бутусова «Человек из рыбы». В октябре режиссер Дмитрий Крымов представит в МХТ спектакль «Сережа» – композицию, где будут каким-то образом объединены мотивы «Анны Карениной» и романа «Жизнь и судьба» Гроссмана, плюс для этого спектакля написал текст Лев Рубинштейн. В ноябре будет показана постановка Марины Брусникиной «Офелия боится воды», в декабре – пластический спектакль Аллы Сигаловой «XX век. Бал», где задействована вся молодежь МХТ. После Нового года выйдет булгаковский «Бег» – это будет постановка самого Женовача, а также будет готов «Венецианский купец» по Шекспиру и, почти точно, будет поставлен «Иуда Искариот» с Константином Хабенским в главной роли. Константин Юрьевич, сидевший в зале в бейсболке и бороде, подтвердил, что переговоры о постановке с режиссером Виктором Крамером идут.
Женовач обещает не рубить сплеча
Другого Константина Юрьевича, режиссера Богомолова, в театре на этот раз не было. Еще летом он написал у себя в блоге, что в новом сезоне ему не предложено поставить ничего нового. Если раньше Богомолов был помощником худрука МХТ, то есть Табакова, то теперь эта должность упразднена. «Поймите, я сам театральный режиссер, – объяснил Сергей Женовач, – и мне просто не в чем тут помогать». Пока непонятно, как сложатся отношения Богомолова с новым руководством, хотя намерения у Сергея Женовача вроде бы миролюбивые – в театре идет шесть спектаклей Богомолова, они сохраняются в репертуаре под режиссерским надзором и с возможностью авторских изменений, и вполне вероятно, что в следующих сезонах сотрудничество продолжится. «Хотя Богомолов – большой режиссер и вполне достоин уже своего театра» – этими словами Женовач невольно подтвердил слухи о том, что Богомолов скоро получит собственный театр на ЗИЛе.
Все, разумеется, ждали от Женовача сущностных заявлений – что изменится в театре с его приходом. И объявление, довольно кардинальное, было сделано:
– Те спектакли, которые за эти годы были созданы, и тот коллектив, который здесь собран – это огромный массив, и это, конечно, не выдерживает никаких рамок. Но, чтобы не рубить сплеча, мы этот год ждем вместе, все. Мы постараемся вернуть режиссерскую культуру – я уже поговорил с режиссерами нашего театра, мы постараемся разобраться в «шатающихся» спектаклях, и, возможно, с каким-то из них придется расстаться. Сейчас у нас около 70 спектаклей, и это просто вред для театра, – сказал Сергей Васильевич и добавил, что за два месяца он уже успел посмотреть 23, но посмотрит и остальные. – Наверное, это будет сложно, в конце сезона я приму решение, с кем мы расстанемся. Но все же мы выбираем эволюционный путь отсева.
«Подарок» от Минкульта
Женовач сделал еще несколько важных объявлений. Во-первых, он представил своего первого заместителя Марину Андрейкину. Женовач решил сохранить доставшееся ему от Табакова двоевластие, он пока будет совмещать должности худрука и директора, но фактически организационные и финансовые вопросы лягут на Андрейкину. «Я все-таки хочу и творчеством еще заниматься, но последнее слово будет за мной, поскольку я считаю правильным не разделять должности», – сказал Сергей Васильевич. Тут можно добавить, что это очень мудро, потому что, совмещая обе должности, Женовач сможет сам себе подбирать заместителя, а не ждать «подарка» от Минкультуры.
– Ой-ой! А где про эту женщину можно подробнее почитать? – раздался голос из зала (тут надо сказать, что на сборах труппы в МХТ разные «вопросики» – обычное дело, и Олег Павлович искренне обожал отшучиваться на всякие подковырки).
Так вот, сообщаем, Марина Сергеевна Андрейкина имеет за плечами факультет международных экономических отношений и аспирантуру ГИТИСа, она кандидат экономических наук, продюсер, арт-менеджер и до МХТ работала директором «Электротеатра Станиславский».
Также Женовач сказал, что слияния «Студии театрального искусства», которую он считает своим домом, и МХТ им. Чехова не будет. И еще пообещал сотрудничать с замечательным режиссером Дмитрием Крымовым, недавно ушедшим из «Школы драматического искусства».
– Предметно мы пока еще не разговаривали, но я удивляюсь его выдержке: сколько он вытерпел в этой «Школе драматического искусства» и почему оттуда уходит он, а не директор, я этого не понимаю.
Кладбище самолюбий
Уже после того, как актеры ушли из театра и Сергей Васильевич остался один, мы спросили его:
– Смена художественного руководителя, особенно в таком театре, как Московский художественный, это сложный, бурный процесс. Как по-вашему, какое сейчас настроение в театре?
– Вы же видели – все спокойно. Актеры бывают разные, и конфликтными они тоже бывают, знаете же, как говорят: театр – это кладбище самолюбий, но всех люблю и во всех верю. Я же в свое время работал в этом театре, у меня тут много товарищей, не забывайте. Все бывает и будет: и боль, и обиды, это естественно. Но у меня ощущение, что все настроены на работу.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №34-2018 под заголовком «Первый после Табакова».