Страх и отвращение в учебном году: что посмотреть для подготовки к школе
О безумствах первой любви, трудностях самоидентификации и травле одноклассников — в подборке фильмов о школе
О безумствах первой любви, трудностях самоидентификации и травле одноклассников — в подборке фильмов о школе.
Неоднозначность первого осеннего дня давно известна всем не понаслышке: две группы людей с тревогой и опаской ждут 1 сентября, для остальных же его приближение означает лишь очередную фазу природного и рабочего цикла. Первые две группы, разумеется, — школьники, едва успевшие вкусить радость летних месяцев, и их родители, чьи кошельки после покупки учебников и школьной формы заметно похудели. Именно для них и предназначена наша сегодняшняя подборка поучительных фильмов о школе и школьниках. Сказка ложь, да в ней намек.
Тема детской жестокости
«Чучело» Ролана Быкова и Аркадия Хайта (СССР, 1983 год)
О том, что дети порой оказываются чуть ли не более жестоки, чем даже самые черствые взрослые, было известно даже во времена СССР, где советский человек не мог быть грешен по определению. Обратное не побоялся доказать писатель Владимир Железников в своей повести «Чучело», которую спустя всего два года после публикации на экран перенесли режиссеры Ролан Быков и Аркадий Хайт. Сюжет этой трогательной ленты не известен разве что совсем оторвавшимся от советского наследия представителям поколения Z: шестиклассница Лена в исполнении Кристины Орбакайте переезжает в глубинку вместе со своим дедушкой (Юрий Никулин), однако в новой школе девочку не принимают, считая чудаковатой. Издевки и насмешки перерастают в настоящую травлю после того, как, по мнению одноклассников, из-за Лены срывается давно запланированная классом поездка в Москву. Справиться с нападками героине помогает ее несгибаемый характер и порядочность, которую та сохраняет вопреки обстоятельствам. Прекрасное воплощение простого сюжета благодаря крупным планам, трогательной игре маленькой Кристины Орбакайте и основному саундтреку фильма от самой Аллы Пугачевой прочно вошло в летопись советского кино.
Похожие проблемы исследовались режиссерами разных стран и в более позднее время. Наглядные тому примеры: «Все умрут, а я останусь» Валерии Гай Германики (2008), эстонская картина «Класс» (2007) и российский фильм 2014 года «Класс коррекции», которые нашли для глубокого эмоционального вовлечения зрителя в неврастеническую атмосферу неблагополучных школ, быть может, более наглядные способы вроде ручной камеры и гиперболизации юношеской жестокости.
Однако именно «Чучело» и по сей день остается настоящей классикой в жанре детских трагедий. К семейному просмотру — обязательно.
Первая любовь
«Вам и не снилось...» Ильи Фрэза (1980)
Странно было бы в списке кинолент о первом сильном чувстве обойти стороной фильм режиссера Ильи Фрэза, снятый по повести Галины Щербаковой «Вам и не снилось…». В центре сюжета — советские Ромео и Джульетта — Рома и Катя (кстати, главную героиню по повести звали Юля, но из-за столь явных отсылок к трагедии Шекспира имя в экранизации пришлось отцензурить). Как водится, главные герои — несовершеннолетние влюбленные, чьи родители ну прямо наотрез отказываются понимать важность их юношеских чувств и, в конечном счете, разлучают подростков.
После 1953 года вся советская культура, включая кинематограф, прошла точку невозврата, оставляя далеко позади шаблонные представления об «истинно советском» укладе жизни. А в «Вам и не снилось…» пропасть между чопорностью давно позабывшего об искренности и любви старшего поколения и романтизирующими жизнь юными героями зияет отчетливей, чем где бы то ни было. Однако режиссер Илья Фрэз в свое время все же не решился перегружать еще не окрепший разум советского зрителя шокирующим катарсисом: трагичный финал повести в кино был изменен.
«Спеши любить» Адама Шенкмана (2002) и «Кит» Тодда Кесслера (2008)
На Западе кино о подростковой любви чаще всего идет бок о бок с жанром подростковой комедии, что подразумевает обязательное наличие пошлости в самых разных ее проявлениях. Однако и здесь можно отыскать яркие исключения. По трогательной загадочности и глубокому драматизму на фоне прочих выделяются две ленты: переведенная российскими прокатчиками как «Спеши любить» экранизация одного из романов признанного мастера любовных историй Николаса Спаркса и не менее душещипательная лента «Кит», снятая по мотивам одноименного рассказа.
У картин без преувеличения даже слишком много общего: популярный среди сверстников главный герой/героиня неожиданно для самого себя начинает испытывать романтические чувства к школьному изгою, который, в свою очередь, хранит непростой секрет, заставляющий обоих повзрослеть и качественно изменить взгляды на многие вещи. Родителям, быть может, такая история покажется излишне приторной и чересчур наивной, однако юные школьницы эти нехитрые истории о первой любви наверняка оценят.
Проблемы подростковой самоидентификации
«Пионеры-герои» Натальи Кудряшовой (2015)
Оля, Катя и Андрей — тридцатилетние «пионеры», родившиеся еще при СССР, а теперь вынужденные жить в условиях капиталистического мира. Все трое по-своему успешны: закончив школу и перебравшись из провинции в Москву, они сумели построить карьеры актрисы, политического аналитика и пиарщика. Однако каждого мучает странное чувство — в школьные годы все было иначе: мечтали не купить квартиру в столице, а совершить подвиг, обезвредить шпиона, создать универсальное лекарство от смерти... Тема меланхоличного разочарования передается режиссером-дебютантом Натальей Кудряшовой с помощью серых приглушенных тонов, урбанистических пейзажей и флешбэков из советского детства персонажей, все еще мечтающих оказаться в одном почетном ряду со знаменитыми на весь Союз пионерами-героями.
«Общество мертвых поэтов» Питера Уира (1989)
Эта успевшая получить статус легендарной за без малого 30 лет картина Питера Уира о взрослении обязана своей популярности поистине удачным режиссуре и актерскому составу, в авангарде которого идет непревзойденный мастер трагедий как в кино, так и в жизни — Робин Уильямс.
В центре сюжета — закрытый пансионат для юношей Велтон, обучающий будущую американскую элиту. В начале нового учебного года к уставшим от чопорности остальных учителей школьникам приходит новый преподаватель английской литературы Джон Китинг (Робин Уильямс), который убеждает юношей в скоротечности жизни и неизбежности смерти, призывая их следовать принципу «Carpe diem» («Лови день»). Вместе с Китингом ученики воссоздают литературный клуб «Общество мертвых поэтов», в котором каждый из них пытается отыскать свое предназначение, однако такое вольнодумство далеко не всем приходится по вкусу: неспособность родителей увидеть в детях самостоятельность приводит к трагическим последствиям...
«Клуб "Завтрак"» Джона Хьюза (1985)
Не менее культовый, чем предыдущий, американский фильм, полностью оголяющий все стереотипы о западных школьниках 80-х — 90-х годов прошлого века. Не столь актуальный для российского подростка того времени, теперь «Клуб» довольно ощутимо коррелирует с реалиями современных школьников, а потому вполне подойдет для осмысленного просмотра старшеклассниками.
Итак, собравшиеся вместе герои — представители несовместимых подростковых каст: тут спортсмен, школьная королева, ботаник, хулиган и чудачка. Однако все они обязаны на время оставить свои социальные роли за дверью класса, где отбывают наказание. А задание на тему «Да кто ты такой» заставляет каждого из них задуматься над проблемами, волнующими любого подростка: первые любовь и секс, отношения с родителями, популярность и привлекательность, их будущее и настоящее.
Глубины фильму придает замкнутое пространство школьного класса, время в котором начинает тянуться бесконечно медленно, а банальные детские трудности оказываются вопросами жизни и смерти.
«Ученик» Кирилла Серебренникова (2016)
Главный герой ленты ныне опального российского режиссера Кирилла Серебренникова — старшеклассник Вениамин, переживший семейную драму и теперь старающийся найти новые нравственные ориентиры. Источник моральных ценностей Вениамин для себя находит крайне неожиданный для современного подростка — Библию. Все глубже и глубже погружаясь в священный текст, школьник начинает мнить себя мессией, который обязан диктовать обществу новый (давно забытый старый), ханжеский канон поведения. Ненормальность происходящего замечает лишь одна из учителей — молодая атеистка Елена Львовна. Однако подчинившаяся убедительному пафосу Вениамина школа устраивает на нее настоящую травлю.
Разумеется, идейная составляющая картины Серебренникова много глубже, чем у любого подросткового кино. «Ученик» скорее является метафорой состояния современного российского общества, где Вениамин — внезапно очнувшиеся от постсоветского забытья ортодоксы, а главный резонер Елена Львовна — оставшиеся не у дел представители интеллигенции. Однако даже в контексте темы школьных судеб данная лента выглядит крайне поучительно.