"Киру Муратову подкосила война между Россией и Украиной"
Актеры Жан Даниэль и Елена Костюк вспоминают режиссера Киру Муратову, которой не стало 6 июня
Актеры Жан Даниэль и Елена Костюк вспоминают режиссера Киру Муратову, которой не стало 6 июня.
Артиста Жана Даниэля легендарный режиссер Кира Муратова называла своим талисманом. Он снимался в ее фильмах «Три истории», «Чеховские мотивы», «Настройщик» и «Мелодия для шарманки». Актер до сих пор не может поверить в смерть любимого режиссера. Признается, что трудно говорить о Кире в прошедшем времени:
– Я знал, что Муратова в последние годы болела, были проблемы с печенью. Но все надеялись, что проживет она еще долго, – рассказывает Жан. – Думаю, если бы ей дали работать, она бы не думала о болезнях и много лет еще прожила бы. Но ведь она не могла найти деньги на новые фильмы. Из-за конфликта с Украиной Кира осталась никому не нужна: ни России, ни родной Одессе, где жила. Очень переживала из-за этой войны. Много лет назад из-за болезни у нее умерла единственная дочь, это тоже Киру подкосило.
Впервые мы встретились в Москве в театре, в котором я работал. У нас была общая приятельница, она нас и познакомила. Кира тогда начинала фильм «Три истории» и пригласила меня приехать к ней в Одессу. Она всегда вызывала актера задолго до съемок. Чтобы актер мог отдохнуть, чтобы можно было спокойно пообщаться. Кира подходила к работе театрально – не пробовала актера, а просто беседовала с ним. И я сыграл у нее в фильме гея Веню, который живет в котельной.
Я человек острый на язык, могу и сматериться, люблю подурачиться. Меня ассистенты предупредили, что Муратова этого не любит. Поэтому я был немного скован, что ли, следил за своей речью на съемочной площадке. Даже слово «жопа» не говорил. В перерыве Кира подошла ко мне и сказала: «Вы сегодня какой-то не такой. Будьте таким, какой вы есть. И у вас все получится!» Она отошла. Я тут же кого-то послал, расслабился, и роль, на мой взгляд, получилась.
Когда Кира работала, она была в материале целыми сутками. Другое – быт или тусовки – ее не интересовало. Очень любила, уважала нас, считала, что актер всегда прав. Разрешала импровизировать на площадке, предлагать какие-то свои детали. Возможно, кому-то она казалась хмурой, но у нее было потрясающее чувство юмора. Это заметно по ее фильмам. Просто часто уходила в себя, сосредоточенной была. Не любила пустые разговоры, ничего не понимала во всяких этих компьютерах, социальных сетях, скайпах. Думал, мы еще поработаем. Но… Выплакал уже все слезы.
Она предупреждала о душевной глухоте
Одним из последних фильмов Муратовой была «Мелодия для шарманки» – история о детишках, у которых умерла мать и они враз оказались бездомными. Шел 2009 год, Московский кинофестиваль. Фильм Киры получал один приз за другим, но Муратова в Москву не приехала. Как говорили тогда, из-за плохого самочувствия. Отдуваться перед журналистами пришлось Олегу Табакову, он сыграл в картине Котика – солидного мужчину при деньгах, – и красотке в лице Ренаты Литвиновой.
– Я Киру знал давно, – говорил Олег Павлович. – Я только что окончил Школу-студию МХАТ, а Саша Муратов, ее будущий муж, снимал фильм «У Крутого яра», где они с Кирой встретились и полюбили друг друга. В своих картинах она предупреждает нас всех о душевной глухоте, о той мере разобщенности людской, которая представляется мне весьма опасной. Как быть с детьми и внуками? Я попал во дворец пионеров в 14 лет, мне повезло. Потому, наверное, я и открыл школу для особо одаренных детей, отдал под это общагу – там, где выросли Миронов и Машков, вся эта шайка...
– На съемочной площадке все мы слушались Киру Георгиевну, – говорит Лена Костюк, сыгравшая главную роль в фильме (ей было тогда 12 лет). – Там снимались ведь и реальные дети-беспризорники.
– Кира Муратова больше похожа на учительницу?
– Нет, она больше похожа на хорошего режиссера, который может все хорошо объяснить и снять хороший фильм.
- «Муратова подарила нам уникальную, чрезвычайно плодотворную эмоцию: большое счастье – любить того, кто тебя не любит, того, кто при этом явно лучше тебя и мучается больше, чем ты», – Дмитрий Быков о Кире Муратовой