"Зеркало-2018": XXI век не без своего Маяковского
МКФ «Зеркало» в 2018 году открылся экспериментальной постановкой Александра Шейна «ВМаяковский»
МКФ «Зеркало» в 2018 году открылся экспериментальной постановкой Александра Шейна «ВМаяковский».
12 июня 2018 года в Ивановской области состоялось открытие Международного кинофестиваля «Зеркало». На малой родине Андрея Тарковского, в городе Юрьевец, в честь этого радостного события под дождем спел и сыграл Вячеслав Бутусов. А любители теплых кинозальных сидений отправились удовлетворять свои синефильские потребности в ивановский «Лодзь», где «Зеркало» открыла картина Александра Шейна «ВМаяковский» — фильм-впечатление, фильм-ритм, фильм-поэзия.
«ассенизатор
и водовоз,
революцией
мобилизованный и призванный…»
В своей беседе с посетителями первого в этом году киносеанса на «Зеркале» режиссер и сценарист Александр Шейн обмолвился, что современность не оставила за «новыми Маяковскими» права на существование: «Раньше герои двигали время. Но сейчас время двигается так быстро, что люди за ним не успевают. Время героев прошло», — угрюмо подытожил режиссер.
Однако именно «подвинуть время» самому Шейну удалось: склеенная поэзией, рваным монтажом и сумасшедшим ритмом лента «ВМаяковский» оказалась тем самым временным вихрем, захватившим и режиссера, и актеров, и кинозрителей.
Чулпан Хаматова, Михаил Ефремов, Юрий Колокольников, Людмила Максакова, Евгений Миронов, Антон Адасинский и другие актеры, чьи имена уже вписаны в метафорический путеводитель по российскому кино, на глазах у зрителей переносятся из собственных тел в тела Маяковского, Лили и Осипа Бриков, Всеволода Мейерхольда... Пространственно-временные границы картины Шейна довольно подвижны: историю Маяковского нам показывают сквозь призму как бы спонтанных репетиций, которые незаметно для зрительского глаза перемещаются в театральные декорации, после чего покидают и их, обрастая кинемотографическими изысками, такими как смена планов, грим и детализированные костюмы, превращаются в кино.
Эта резкая смена художественного пространства и чередование сцен, отснятых то ли полностью импровизированно, то ли продуманно и отрепетированно, постепенно зарождает в зрительских головах разрушающую привычное восприятие фильма мысль: а где же заканчивается кино? В случае с гостями «Зеркала» ситуацию усугубило еще и появление Людмилы Максаковой на киносеансе. Тут зрителям довелось созерцать уже три ее ипостаси: Максакова на репетиции, Максакова — пожилая Лиля Брик, Максакова — сидящая на жестком кинозальном кресле легенда российского кино.
За сюжетом «ВМаяковского» уследить почти невозможно, да он здесь вовсе и не главное — все еще по школьным урокам литературы помнят, кем, с кем и когда был главный футурист XX века. Разве что стоит выделить особое прочтение командой ленты отношений Бриков с Маяковским: тут и любовь, и ирония, и абсурд, и трагедия.
Зато первостепенен у Шейна киноязык. «Я хотел, чтобы оператором фильма был человек, не говорящий на русском», — объяснил зрителям сам режиссер.
Так и случилось. Оператор «ВМаяковского» — немец Йорг Грубер, совместно с Шейном и командой монтажеров создал завораживающий киноязык с сочетанием репетиционной съемки с крупными планами и дестабилизированной камерой и крепко сбитой по композиции, профессиональной кинемотографической съемкой.
Пожалуй, картину о Маяковском можно представить как написанную знаменитой «лесенкой» поэму самого поэта. Здесь Шейн попал в точку — форма «ВМаяковского» созвучна содержанию.
«Территория эксперимента» — так описали организаторы основополагающий принцип «Зеркала» в 2018 году. И фильм открытия этому обещанию вполне соответствует.