Ксения Ильина: "Затерянный город Z" – одержимость мечтой
Обозреватель Sobesednik.ru посмотрела новый фильм Джеймса Грэя о мечтателе, который расширяет границы материков
Обозреватель Sobesednik.ru посмотрела новый фильм Джеймса Грэя о мечтателе, который расширяет границы материков.
Перси Фоссет (Чарли Ханнэм) грезит поисками города в Боливии, которого нет на карте и давно нет на земле. Сначала его, майора без роду и племени, отправляют в страну каучука и легкой наживы в качестве топографа, но затем он снова и снова возвращается в джунгли по своей воле. Перси называет желанное место городом Z, предпринимая все новые попытки добраться до сказочного Эльдорадо. Пока о существовании города он знает только интуитивно, по смутным рассказам и таинственным историям индейцев – но тем сильнее его желание найти это место. Тем временем в Лондоне Фоссета ждет любящая жена Нина (Сиенна Миллер) и дети, которых он видит лишь в перерывах между поездками. А в каждой из них его могут запросто убить, ведь, по словам индейцев, никто не возвращался из затерянного города. Но вера Перси в свою мечту оказывается слишком сильна, настолько сильна, что сломить ее до конца не оказывается возможным.
Новый фильм Джеймса Грэя, выходца из семьи русских эмигрантов, добрался до нашего проката – таково, без преувеличения, главное радостное кинособытие этой недели. Вызвавший резонанс на фестивале в Берлине новый фильм независимого режиссера, любимца фестивалей, «Затерянный город Z» и похож, и не похож на его предыдущие работы. Не похож в первую очередь своим историческим размахом, выбором жанра, который не типичен для Грэя. Такой вывод может сделать зритель, вспомнив его «Маленькую Одессу» – трагедию семьи эмигрантов, за которую Грэй сразу получил «Серебряного Льва» на Венецианском фестивале. Или «Хозяев ночи», в которых герой Хоакина Феникса, управляющий ночного клуба, борется с местными наркобаронами. И уж тем более «Любовников», в которых показана драма одинокого мужчины, а происходящее на экране совсем камерно.
Герои Грэя не выезжали за границы своего города, а о том, чтобы покинуть страну или тем более материк не было и речи. Но в «Затерянном городе Z» на смену Нью-Йорку приходят джунгли, а на смену Хоакину Фениксу, столь любимому Греем, – Чарли Ханнэм, звезда «Тихоокеанского рубежа» Гильермо дель Торо. Теперь Ханнем не сражается с фантастическими чудовищами, а налаживает контакты с вполне реальными индейцами в далекой Боливии.
По большому счету, Грея не интересует исторический антураж, в который он искусно облачает свой фильм, хотя и упрекнуть его в этом было бы кощунством. Путешественник Фоссет имеет реально существовавшего прототипа, который не только всячески походил на героев историй Эдгара По и Артура Конан Дойля, но еще и дружил с последним. С другой стороны, выбор жанра обусловливает и положение «Затерянного города» среди других картин, выходящих сегодня в прокат. Среди фантастических боевиков, ромкомов и байопиков политических деятелей фильм Грэя стоит особняком.
И это тоже одна из приметных деталей, обращающая на себя внимание. Следование классическим традициям и жанрам в современном кинематографе давно перестало быть правилом, если таковым когда-то было. История историей, но снимает Грэй «Затерянный город» не из любви к ней. Она нужна ему лишь как способ ухода от конкретики, безболезненного обобщения волнующих его идей. Грэй очень внятно и с простотой мастера говорит о том, что главное – это мечтать и следовать зову сердца, ведь в мире так много загадок, перед которыми человек, по сути, мелок и бессилен. И это следование оказывается единственным, что помогает сохранить жажду жизни. В мире Грэя отныне живут мечтатели, которые расширяют границы материков своей одержимостью мечтой.
[:wsame:][:wsame:]