Кабинет Сергея Эйзенштейна переселили на ВДНХ

Научно-мемориальный кабинет Эйзенштейна переехал из центра Москвы. Кому это нужно и что будет с уникальными экспонатами?

Фото: Сергей Эйзенштейн // Фото: РИА «Новости»

Научно-мемориальный кабинет Эйзенштейна переехал из центра Москвы. Кому это нужно и что будет с уникальными экспонатами?

Сам режиссер в этой двухкомнатной квартире на Смоленской улице, 10 никогда не жил. Сюда в начале 1960-х переехала вдова Эйзенштейна Пера Моисеевна, которая перевезла вещи супруга. После ее смерти в 1965 году здесь открыли мемориальный кабинет. Поначалу водили экскурсии, а потом от этой идеи отказались: тесно (всего 40 квадратных метров) и сложно обеспечить охрану экспонатов (а их в квартире тысячи). Поэтому квартиру посещали только свои: студенты ВГИКа, кинематографисты.

Завещание Пера Моисеевна составила при жизни, но оно потерялось в киноархивах. Ее друзья говорят, что музей она оставила государству в лице Союза кинематографистов СССР. Позже экспонаты стали собственностью музейного фонда России и по уставным документам перешли в экспозицию Музея кино. И вот теперь директор этого Музея кино Лариса Солоницына приняла решение перевезти экспонаты в свой музей, который размещается в павильоне Мелиорации на ВДНХ. Сама квартира находится в федеральной собственности, и ее будущее пока неизвестно.

— Вопреки слухам, юридически никаких нарушений тут нет, — рассказывает Sobesednik.ru бывший заместитель директора Музея кино Максим Павлов. — Но остается нравственный вопрос, вопрос памяти Эйзенштейна и его супруги. Эта квартира долгие годы была настоящей меккой для кинематографистов. Крупнейшие деятели культуры, приезжавшие в СССР, считали своим долгом посетить «Дом Мастера» — так называли квартиру Сергея Михайловича... Выдвигают аргумент: мол, экспонаты никто не видит, а в павильоне воссозданную квартиру сможет увидеть большее число людей. Но есть настоящее, а есть муляж. Там и места не хватит воссоздать квартиру в полном объеме.

Долгие годы сотрудники Музея кино просили московские власти выделить под мемориальный кабинет квартиру на Чистопрудном бульваре — там в коммуналке когда-то проживал сам Эйзенштейн. Это, кстати, единственный в Москве сохранившийся дом, связанный с именем режиссера. Сохранилась черно-белая документальная съемка комнаты Сергея Михайловича, а также рисунки, по которым можно было бы восстановить цветовую гамму помещения. Но чиновники эти просьбы проигнорировали. А та бывшая коммуналка давно уже принадлежит каким-то банкирам.

Зачем нужно было именно сейчас в таком срочном порядке перевозить экспонаты, непонятно. Говорят, что из той «двушки» на Смоленской улице сделают служебную квартиру для сотрудников музеев. Так ли это будет на самом деле, покажет время.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика