Новости дня

21 ноября, среда



20 ноября, вторник










































"Она никогда не заходит на чужую территорию": коллеги – об Ирине Купченко

«Только звезды» №05-2018

Фото: Global Look Press
Фото: Global Look Press

«Мне ничего не нужно» – так отвечает на предложения об интервью Ирина Купченко. 1 марта актрисе исполнилось 70 лет.

Однако даже в честь юбилея легенда советского кино не желает поступаться своими принципами. Но зритель любит Купченко, ведь ее роли в  фильмах «Приходи на меня посмотреть», «Звезда пленительного счастья», «Обыкновенное чудо», «Одинокая женщина желает познакомиться», «Забытая мелодия для флейты» навсегда остались в сердцах миллионов россиян.  поговорили с супругом актрисы – легендарным Василием Лановым – и коллегами Ирины Петровны, чтобы узнать, какая она за кулисами. 

Ирина Купченко родилась 29 февраля в Вене в семье военного и преподавателя. В паспорте девочке указали дату рождения 1 марта, за границей нравы и порядки были проще, и это не составило проблемы. Родным городом сама народная артистка называет Киев, где провела детство и юность. Ирина Петровна занималась в театральном кружке, также изучала мастерство кинооператора, но искренне мечтала стать балериной. Рост 175 см не позволил исполниться ее мечте, она и обувь носила на низком каблуке, и сутулиться пыталась, но от себя не убежишь. Когда в семье Купченко речь зашла о высшем образовании, родители оказались против творческого будущего дочери. Молодая Ирина, воспитанная в строгости, не стала перечить семье и поступила на факультет иностранных языков. Но через год Купченко оставила учебу. 

Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло – именно так произошло в жизни будущей народной артистки. Ирина Петровна потеряла отца, затем бабушку с дедушкой. Одинокой матери ничего не оставалось, как перебраться в Москву к родственникам. Здесь, в столице, и началась история Купченко как актрисы. Девушка без проблем поступила в Театральное училище им. Щукина. В поисках работы в массовке на «Мосфильме» получила свою первую и сразу главную роль. Андрей Кончаловский искал героиню для своей картины «Дворянское гнездо». Режиссер пересмотрел множество кандидаток, однако ни одна не подходила на роль тургеневской Лизы. Его взгляд ненароком остановился на девушке, он решил сразу ее посмотреть. Режиссер не мог отвести от нее глаз и буквально застыл. Ирина не выдержала и в сердцах сказала: «Я могу уйти!» Андрей Сергеевич, конечно, не допустил этого. Экранизация романа Тургенева стала отправной точкой карьеры Купченко, после этой роли она еще долго играла аристократок. Все свои следующие роли Ирина Петровна получала так же легко, режиссеры влюблялись в ее умение перевоплощаться. Она была партнершей самых востребованных и любимых зрителями артистов, таких как Александр Збруев, Александр Абдулов, Олег Янковский, Евгений Леонов, Леонид Филатов. Режиссеры становились поклонниками успешной актрисы. Так, Михаил Леонидович Агранович, пересмотрев десятки картин с Купченко,  в своем новогоднем фильме видел только ее.

– Для фильма «Приходи на меня посмотреть» проводился лишь формальный кастинг, я изначально знал, что на главную роль мне нужна только Купченко, – вспоминает съемки 71-летний режиссер. – Помню, как мы с Ириной Петровной уговаривали Олега Янковского дать ей пощечину для эпизода в фильме. Для него даже мысль ударить женщину была невозможна. Его уговаривала сама Ирина Петровна. После того как он ее ударил, долго сожалел и извинялся. 

Одна из самых успешных лент, в которых снималась Ирина Петровна – «Одинокая женщина желает познакомиться». Ее возлюбленным в кадре стал Александр Збруев. За съемки в фильме народная артистка получила приз за лучшую женскую роль на МКФ 

в Монреале. 

– Эта картина прекрасна по нескольким причинам. Одна из них – то, что там играла Ирина Купченко, – считает 79-летний народный артист РСФСР Александр Збруев. – Она необыкновенно глубокая актриса. На площадке всегда четко знает, что должна делать. Если не понимает, не приступит к работе, пока не ощутит, что именно от нее нужно в кадре. Я получал огромное удовольствие, работая с ней. Однажды мы играли в спектакле «Последняя ночь последнего царя», где я понял, какой должна быть настоящая актриса. Это невозможно описать, она не похожа ни на одну другую из тех, что я видел и вижу сейчас на экране и в театре. 

К слову, на сцене Ирина Петровна еще со времен студенчества. По окончании  училища Купченко была принята в труппу престижного Театра им. Вахтангова. С тех самых 70-х годов народная артистка не изменяла своему театру, по сей день трудится именно на его  подмостках. Коллеги по сцене восхищаются не только талантом героини нашей публикации, но и ее человеческими качествами.

– Я был счастлив узнать, что предстоит играть в спектакле «Последние луны» с Ириной Петровной, для меня это было наградой,  – делится воспоминаниями 50-летний  Сергей Юшкевич, заслуженный артист РФ. – Она вызывает восхищение не только как актриса, но и как человек. Никогда не заходит на чужую территорию, занимается исключительно своим персонажем. Чтобы Ирина Петровна хоть что-то сказала, посоветовала – никогда такого не было. Я, может, внутренне где-то и нуждался, чтобы она что-то сказала мне, но она очень деликатна в таких вопросах. Всегда держит дистанцию. Но несмотря на ее статус, она лишена всяких нимбов. Есть момент, которого у меня не было ни с одной актрисой в жизни. Ирина Петровна всегда в конце спектакля получает много цветов. Исключительно после закрытия занавеса она, зная, что у меня есть жена и две дочери, каждый раз передает Лене и девочкам несколько букетов. Жена всегда уточняет, мои ли букеты или Ирина Петровна снова балует.

В спектакле «Последние луны»
В спектакле «Последние луны» // Фото: Global Look Press

С таким же восхищением о народной артистке отзывался еще один коллега по сцене – 62-летний народный артист РФ Евгений Князев. 

– Мы вместе задействованы в спектакле «Пристань», что для меня большое везение, – искренне считает Князев. – Ирина Петровна уникальна своей породой, где абсолютно отсутствует даже капля пошлости и низменности. По сюжету нашего спектакля возлюбленная моего персонажа – девушка легкого поведения из публичного дома. Я никогда не сталкивался с такими девушками в жизни, но предполагаю примерную манеру их поведения. Так вот, у Ирины Петровны ни капли пошлости не проглядывается даже в героине, начинаешь сочувствовать ее персонажу. Так приятно в конце спектакля говорить ей, что ты ее любишь. Вне игры она обособленно живет и не впускает никого в свою личную жизнь, вместе с тем Ирина Петровна очень общительная и приятная. 

– А супруг, Василий Семенович, поддерживает Ирину Петровну на спектаклях?

– Я часто вижу, как Лановой из-за кулис смотрит на нее, ведь она необыкновенно хороша на сцене. Еще есть такой интересный момент: в конце нашей сцены, где герои соединяются, выходит Василий Семенович, читая Пушкина, смотрит на меня, а мне ничего не остается делать, как подвинуться и дать ему сесть посередине – между нами. Зрители всегда бурно реагируют на этот момент. 

В Театре Вахтангова Ирина Петровна нашла не только любимую работу, но и спутника жизни. Именно там она, будучи молодой актрисой, познакомилась с Василием Семеновичем, который был старше девушки на 14 лет. В то время народный артист был безутешным вдовцом, однако Купченко повернула его жизнь в новое русло. 

– В нашей семье есть правило: никогда друг о друге не рассказывать в прессе, – отвечает Василий Семенович на нашу просьбу дать интервью в честь юбилея жены. Супруги живут вместе почти полвека. 

Однако однажды в интервью нашему главному редактору Светлане Хрусталевой Василий Семенович сделал исключение и заговорил о сокровенном. 

– В самом начале перестройки, – рассказывал Лановой, – у меня с женой Ириной Купченко бывали немалые баталии. Я быстро понял, куда клонят демократы, решившие поделить страну на отдельные княжества, а она думала, что лозунги о капиталистическом процветании – это правда. Но когда, как и я, лишилась своей родины и превратилась на Украине в иностранку, поняла, что ее обманули.

– У Евгения Матвеева я когда-то спрашивала, что такое любить по-русски. И вас хочу спросить...

– Есть замечательное выражение: «Я ее жалею». Вот это и называется «по-русски». 

– Одна из идей спектакля «Фредерик, или Бульвар преступлений»  – что актер неспособен любить долго. Это так?

– Ну, это фантазия Эрика Шмитта. Я знаю замечательных актеров, которые всю жизнь любили своих жен, и прекрасно любили.

– А как вы со своей женой выстраивали отношения с детьми?

– С самого начала мы с Ириной договорились, что в присутствии детей не будем говорить о своих проблемах. Кстати, ни она, ни я не хотели, чтобы они были артистами. Они не стали. И вообще, дома у нас все происходит, как у нормальных людей.

 

поделиться:


Колумнисты


Читайте также

Оформите подписку на наши издания